Родительский калейдоскоп

Родительский калейдоскоп Родительский калейдоскоп Родительский калейдоскоп

С приходом весны оживилась творческая жизнь в детских центрах и студиях, где стартовали новейшие проекты. Дети вышли из зимней телеспячки и захотели научиться чему-то новому, поэтому мы начинаем знакомить родителей с самыми последними задумками педагогов. Из нашей рубрики вы узнаете, что такое эбру, зенарт и коучинг, где ребенка могут научить песочной анимации, как правополушарное рисование «вылечит» психологические проблемы. Специалисты в свою очередь дадут родителям самые актуальные советы по воспитанию.

Быть идеальным – катастрофа?

Техника правополушарного рисования стала популярной в самых разных студиях Орска. Художественное развитие здесь вовсе ни при чем.

– Я, к примеру, не учу детей рисовать, – отмечает В. Панова, детский психолог студии творческого развития «Креатив». – Моя задача – через рисунок показать человеку, что он способен на все. У каждого ребенка свое видение картины, я не запрещаю выбирать цвета, оттенки, положение листа, расположение героев. Нет критики, нет понятий «правильно/неправильно», я могу только порекомендовать, а выбирают дети всегда сами.
Чем полезно правополушарное рисование для дошкольников? Часто малышам навязывают рамки в поведении: «так нельзя», «это не делай», «туда не ходи». На занятиях, наоборот, ребята учатся выходить за рамки (хотя бы листа на подложке), не чувствуя за это вины. Выясняется, что это непросто, дети уже привыкли быть зажатыми, а выйти за границы для них сложно.
– Многие юные художники боятся испачкаться краской, – утверждает Валентина. – Лишь единицы в процессе рисования пальцами смело макают их то в одну баночку, то в другую, большинство же сразу идет мыть руки, прежде чем использовать другую краску. А ведь это своеобразное неприятие мира. Что такое ощущение брезгливости и желание вымыть руки? Это то, что мы не хотим видеть, принимать, верить в это. К примеру, неприятие развода родителей может вылиться в потребность постоянно смывать с себя что-то.
С подростками другая картина. В их среде особо заметен перфекционизм – все должно быть идеально. Родительские установки «ты должен быть только хорошим», «впереди планеты всей» порождают у ребят неуверенность при проведении линий, штрихов.
– Ой, я не туда повел! Катастрофа! – такое можно услышать от подростков, – подчеркивает Панова. – Мы рисуем гуашью, чтобы можно было проблему без труда исправить. Я учу детей корректировать ошибки с помощью рисунка. Нет, я не лишаю в итоге этого перфекционизма, а учу допускать (!) ошибки, исправлять их и не чувствовать себя за это виноватым. Это позволяет ребятам раскрыться и раскрепоститься.

***

Детские проблемы размажут по воде и засыплют песком

Впервые в Орске можно попробовать технику эбру – рисование на воде. В рисунке на водной глади ребенок почувствует нечто таинственное и загадочное и получит в результате уникальное творение, которое будет переведено на бумагу.

– Мы работаем с детьми с 6 лет, – рассказывает специалист по эбру студии «Креатив» Е. Фот. – До этого возраста трудно объяснить некоторые нюансы техники, в том числе необходимость не проткнуть поверхность раствора краски. В чем польза для детей и взрослых? Это полная релаксация: эбру расслабляет, отвлекает от внешних событий, посторонних мыслей.
Капнул одну краску, другую – и следишь за созданием узоров, завитков, причудливых линий… В итоге настолько погружаешься в процесс, что забываешь обо всем.
Одна и та же краска по-разному реагирует на движение руки. Все зависит от настроения человека.
– Это своеобразная диагностика состояния людей, находящихся в разных эмоциональных состояниях, – говорит Екатерина. – Также эбру развивает творческие способности, индивидуальность…
Какие задачи у песочной анимации? Это уже не та банальная работа с песком, которую активно использовали педагоги и психологи лет 8 – 10 назад.
Здесь используется специальное оборудование для сенсорного развития, подсветка, музыка, а на песочном экране получаются настоящие произведения искусства.
– Конечно, развивается мелкая моторика, ведь необходимо то тонкую линию провести, то широкую, то щепотку насыпать, – отметила Е. Фот. – Совершенствуется чувствительность пальцев, образность, идет мышечное расслабление.
Что же такое коучинг, который уже применяется в работе с орчанами?
Коуч – спортивный тренер. Это человек, который вас проведет до определенной цели с помощью системы консультаций. Как изменить себя, не сидеть в болоте, взять на себя ответственность за свою жизнь? То есть остановить маховик и потом запустить его в обратную сторону. С детьми в этой технике работать проще: у них нет столько психологических проблем, сколько у их родителей. Но порой, чтобы помочь ребенку, важно начать с его матери и отца.
Кроме того, психолог проводит консультации по детским травмам, работает с метафорическими картами, позволяющими раскрыть болезненную ситуацию, а затем негативную эмоцию трансформировать в позитивную. Используется и сказкотерапия.
Зенарт – еще одна сборная методика медитативного интуитивного рисования. Дети знакомятся с причудливыми узорами поэтапно, а потом создается полноценная картина.

Узнать подробности обо всех техниках можно по телефонам 8-987-789-34-48 (Валентина), 8-932-857-14-87 (Екатерина).

***

Консультации психолога В. Пановой

Часто сталкиваюсь с бестактностью взрослых, например, на улице. Как должны реагировать на нее ребенок и родители? И еще. Следует ли ребенку давать сдачи детям-обидчикам?
Светлана Ю.


– Нужно уважать личность ребенка, стучаться к нему в комнату, не трогать личные вещи, не важно, 5 ему лет или 15. А ведь взрослые не всегда держат эти границы с детьми. Например, в мамину сумку лезть нельзя, а в портфель к дочери можно, ведь «я – мама». Если есть необходимость контроля, то нужно сделать так, чтобы дочь об этом не догадывалась. В первую очередь нужно признать, что ребенок – тоже личность. Если услышите в ответ на ваше раздражение и грубость резкий ответ, то извините: за что боролись, на то и напоролись. Задача взрослого – отстаивать свои границы, соблюдать их и уважать личность своего ребенка. Отсюда идет умение защищать границы собственной семьи: никто не имеет права на улице учить моего ребенка, как нужно делать. Родители должны пользоваться своей властью именно с этой точки зрения.
Нельзя воспитывать ребенка на безоговорочном доверии чужим взрослым людям. Если взрослые на улице бестактно позволяют себе на что-либо указывать, к чему-то принуждать, то он вправе ответить – без оскорблений, конечно, что слушать их не будет и у него есть родители. Тело – первая наша граница. Учите ребенка отстаивать телесные границы и уважать собственное тело, не позволять другим пихать, толкать, тыкать... Давать сдачи нужно.

Мой третьеклассник иногда бывает агрессивным. Как быть?
Марина С.


– На любом этапе развития ребенка причины агрессивности разные. Если он в год агрессивный, то вывод один – «лечите родителям голову».
Для трехлетнего ребенка агрессивность – это отстаивание своих границ. Значит, где-то родители не позволяют ему то, что можно было бы и разрешить.
У дошкольников агрессия в какой-то степени – отражение семейных порядков либо перегрузка нервной системы компьютерными играми и мультфильмами.
Для младших школьников, примеряющих на себя новую роль, это способ стать лидером класса.
В подростковом возрасте тоже существует несколько факторов: например, просмотр фильмов агрессивного характера, где применение силы поощряется. По-детски реагировать подросток уже не может, а по-взрослому еще не научился. Здесь также идет завоевание своего места в подростковой среде, где существуют группировки и обесценивается мнение взрослых.
Как снизить степень агрессивности? Отследить просмотр телевизора и ограничить компьютерные игры. Важно посмотреть и на свою семью, нет ли там источника агрессии. Если ребенка бьют и это норма, то он будет считать себя вправе поступать так же. Существует понятие и скрытой агрессии, когда родитель злится, но внешне этого не показывает, улыбается. Ребенок все чувствует и выражает свои эмоции агрессивно.
У нас в обществе принято, что злиться нельзя и вообще испытывать негативные эмоции неприлично. И ребенка начинают учить их подавлять, что впоследствии ведет к заболеваниям сердца. Как конструктивно и безопасно выразить, выплеснуть эмоцию? Лучше побить то, что можно, покричать (поорать) в подушку, порвать бумагу, чем потом получить психологическую проблему. Желательно записать ребенка в спортивные секции или творческие кружки, чтобы найти выход эмоциям.

Не всегда, когда ребенок рисует черным, это грусть, печаль, агрессия. Иногда этот цвет просто нравится, потому что ярко выглядит на бумаге.

Кстати
В апреле в ТЦ «Яшма» орчан ждет открытие батутного парка «МоnKey» с акробатической дорожкой, подушкой приземления, поролоновой ямой, акродорожкой.

Фото автора

comments powered by HyperComments

Последние новости

Мнения