РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Фекальные воды никак не уйдут

Когда-то мне пришлось давать объявление в городских газетах о междугородном обмене квартиры. Желающих было много, но запомнилось письмо, предлагающее квартиру в экологически чистом поселке Новая Биофабрика, неподалеку от знаменитой яшмовой горы и полей с тюльпанами. Зная о местных достопримечательностях и жилищных условиях, от обмена квартиры в экологически чистый район я поостерегся.В последние годы оказалось, что экологическая проблема этого поселка не менее остра, чем такая же беда Степного, о которой наша газета уже писала.
Канализационные стоки Новой Биофабрики также выводятся за поселок и растекаются по ложбинкам: трубы коллектора сгнили или «закоксовались», а строить новые трубопроводы безумно дорого.
Здесь же в районе автомобильного моста через реку Орь и автотрассы в сторону аэропорта железнодорожники и мясокомбинат еще полсотни лет назад построили огромные отстойники, куда собирались промышленные и бытовые стоки. Территория, занятая под озера с отходами, насчитывает несколько сотен гектаров, заросших камышом. Лет 30 в этом же районе действуют небольшие биологические очистные сооружения железной дороги. Экологическая проблема нескольких предприятий и жилищных массивов Советского района давно требует единого решения, которое еще только предстоит найти. Железнодорожники заняты реконструкцией комплекса водоотведения, мощность переработки стоков, предположительно, удвоится. Но полностью устранить экологическую беду в одиночку они не смогут. В один из весенних дней мы и приехали на реконструируемый объект с начальником Орской дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения Оренбургского отделения ЮУЖД С. Киселевым.
Справа от дороги в аэропорт, за сплошным бетонным забором, на краю камышовых зарослей, скрывающих гигантские отстойники, разместилось небольшое предприятие водоочистки. С дороги хорошо видны недостроенный промышленный корпус да земляные насыпи, скрывающие огромные бетонные емкости. За забором – образцовый порядок небольшого высокотехнологичного предприятия.
Скажу сразу, работы по реконструкции заметны и неспециалисту. Бросаются в глаза свежий бетон накопительных емкостей и не омытая еще дождями кирпичная кладка нескольких строений, краска на металлических конструкциях не успела выгореть под солнцем.
Получилось так, что на объект довелось попасть в самый непогожий день: поднималась метель. В то же время на крыше старого корпуса строители убирали мягкую кровлю, готовя фронт предстоящих работ. Им еще предстоит снять часть крыши, а когда погода станет более теплой, нужно будет чуть ли не руками вынуть из бетонных лабиринтов, расположенных внутри здания, тысячи тонн крупного гравия.
На этих биологических сооружениях вода, очищенная от песка и прочего мусора, фильтруется через камни, на которых и живет биологическая масса, очищающая воду. Технологию предстоит изменить. Вместо гравия в бетонном лабиринте растянут сетки, на которых и будут жить полезные микробы. Естественно, резко увеличится пропускная способность самих очистных сооружений.
Цель реконструкции – увеличение объемов переработки стоков с 5 до 15 тыс. кубометров в сутки. Задача серьезная, требующая огромных затрат, и под силу только мощному инвестору. В общестроительные работы за прошедший год вложены 20 млн. рублей. Сделанное позволило увеличить прием стоков на 2 тыс. куб. метров в сутки. В этом году предстоит запустить в эксплуатацию новый блок биологической очистки, насосную станцию по подаче кислорода. Готова к работе новая трансформаторная подстанция.
Но доведение общей мощности до 15 тыс. кубометров в сутки всей проблемы принимаемых стоков не решит. Причиной плохого результата очистки останутся… те самые старые отстойники, заросшие камышом. Искусственные озера сточных вод давно превратились в болота с гниющей флорой. Вода, сливающаяся в Орь из отстойников, несет большое количество ила и остатков биомассы.
Предполагается, что в самом большом промышленном здании, которое видно с дороги в аэропорт, в будущем разместятся вторичные отстойники. В них вода должна осветляться после биологической очистки, проходить обработку ультрафиолетовым излучением, в котором будут уничтожаться оставшиеся в воде микробы, а затем по специальным трубам (которые еще тоже только предстоит проложить) сбрасываться в Орь. А сотню гектаров искусственных озер когда-то предстоит рекультивировать. Задача потребует огромных затрат, и решение ее пока отодвигается на неопределенное будущее.
Самое печальное, что и после полной реконструкции предприятия принять все бесхозные стоки Советского района эти очистные не смогут. Суть проблемы проста. Во время ливней и весенней распутицы дождевая вода попадает в канализационные коллекторы. Вся эта масса сбрасывается напрямую в отстойники, а затем, мешаясь с гниющими растениями и иловыми отложениями, в Орь. Создавать же отдельную ливневую канализацию в наши времена никто не собирается. У города нет денег даже на ликвидацию канализационных разливов у поселков Степного и Новой Биофабрики.
Есть еще один аспект экологического бедствия. Только за землю, занятую под отстойники, железнодорожники ежегодно отдают городу налог в размерах, сопоставимых с затратами на реконструкцию очистных. Но деньги растворяются в бюджете, не влияя на улучшение экологической ситуации. Поэтому для окончания работ на объекте понадобятся еще не один год и десятки миллионов рублей.
Конечно, после реконструкции железнодорожники будут перерабатывать стоки на полную мощность, но проблема все равно останется. Буквально под боком расположены карды-отстойники мясокомбината, где биологические очистные никогда не существовали. Сейчас, по нашим сведениям, мясопереработчики тоже не прочь избавиться от дорогого удовольствия – содержания очистных: слишком высока стоимость платы за землю.
По левобережью Урала нужна комплексная и дорогостоящая экологическая программа с привлечением средств нового собственника водоканала, использованием средств экологических фондов всех уровней власти. Наверное, этой проблемой пора более обстоятельно озаботиться и депутатам всех уровней. Пока же отношение чиновников городской администрации и некоторых депутатов к этой проблеме спокойно-созерцательное. С предположением, что после реконструкции очистных железной дороги все само собой образуется.
С. ГРИГОРЬЕВ.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.