РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Приют для отверженных строит церковь

ПАДШИЕ НА ДНО ОБЩЕСТВА
Вряд ли кого оставит равнодушным исповедь автора опубликованного письма, которое адресовано священнику одного из православных приходов Орска. А сколько вокруг нас таких вот – падших на дно общества, обездоленных людей со сломанными судьбами и покалеченными душами! И количество их возрастает с каждым днем. Большинство из них лишено крова и не имеет средств к существованию. Город наводнен бывшими зеками, бомжами, безработными, нищими, малолетними попрошайками из неблагополучных семей… У многих из них одна дорога – преступление и тюрьма. Потому что по большому счету они не нужны государству. У городских властей хватает других проблем. Да и нас с вами их участь не очень-то волнует. Мы ничего о них не хотим знать, а то и просто презираем. Они отвергнуты обществом.
Наши брезгливость и пренебрежение к опустившимся субъектам понятны: тунеядцы, алкаши, преступники – чего их жалеть? Но, во-первых, ведь есть среди этих горемык и хорошие люди – обиженные судьбой, оступившиеся, случайно угодившие в омут. Они так нуждаются в простом человеческом участии и поддержке. А, во-вторых, это же питательная среда для преступности, она социально опасна, а мы вольно или невольно пересекаемся с ней на каждом шагу. Что же делать? Кто приютит людей, освободившихся из мест заключения? Как коренным образом изменить положение неимущих, попавших в трудную житейскую ситуацию, потерявших ориентир в нашем сложном и жестоком мире? Можно ли найти место, где эти люди могли бы заработать себе дневное пропитание и ночлег?
ГДЕ ИСКАТЬ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО?
Во все времена оздоровить общество, спасти его от катастрофы пыталась православная церковь. Как тут не вспомнить известного российского пастыря XIX – начала XX веков священника Иоанна Кронштадтского? Это он совершил великое, святое дело благотворительной помощи, открыв в 1881 году в Кронштадте первый в России Дом трудолюбия. В нем было убежище для сирот, пристанище для приходящих детей, ночлежный приют для нищих и скитальцев. Получая крышу над головой, неимущий человек по мере сил обязан был трудиться. В течение года различным ремеслом там занимались 25 тысяч человек. Это послужило примером к созданию подобных заведений по всей стране. К 1917 году их было в России свыше ста. К делам милосердия церкви удалось привлечь огромное количество людей. Примечательно, что в число попечителей входили лица, принадлежавшие ко всем классам общества. Более того, все провинциальные Дома трудолюбия состояли под высочайшим покровительством императрицы Александры Федоровны. Церковь, власть и общественность не только проявляли сочувствие и сострадание к обездоленной части населения, но и понимали: нужно занять чем-нибудь этих людей, дать им крышу над головой, иначе неизбежно прорастут семена зла и от тех, у кого жизнь не сложилась, пострадают благополучные слои общества.
ЧТОБ ДУША ПРОСВЕТЛЕЛА И ТЕЛО СОГРЕЛОСЬ
Ну, а какое же место в решении духовных и житейских проблем занимает православие сегодня? К большому несчастью, безбожники в прошлом столетии под корень срубили этот мощный стержень, на котором держался весь уклад жизни русского человека. И сейчас церковь только поднимается с колен. Тем не менее уже первые ее шаги впечатляют. Взять хотя бы Орское благочиние. Буквально из ничего появляются новые храмы…
Действуют уже 8 приходов. Около сотни ребятишек (в основном из малообеспеченных семей) в гимназии на горе Преображенской получают среднее образование. Их бесплатно кормят, одевают. И вот затеяно еще одно дело государственной важности. Приход во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия взвалил на себя необыкновенно тяжелый крест. Его настоятель о. Сергий Баранов решил открыть Дом милосердия по образу того, что был создан Иоанном Кронштадтским.
– Батюшка, – обратился я к священнику, – в связи с чем пришла такая идея?
– Служители церкви призваны духовно опекать не только тех, кто приходит к ним в храм, но и узников, по тюрьмам заточенных. Я вот уже 9 лет езжу по зонам. Беседую с заключенными, исповедую их и причащаю. У кого-то просветляется душа, тянется к Богу. Но вот выходят они на свободу, а кто их здесь ждет? Подчас ко мне обращаются, говорят: «Ты сладко рассказывал о будущем. И вот я пришел, а мне негде жить. Нечего есть…» Я устал прятать глаза от этих людей. Самое большее, что могу сделать, – выделю небольшую сумму из скудной церковной казны. А человек поскитается в поисках пристанища и, не найдя его, будет считать себя вправе грабить, воровать. Потому что это общество вытеснило его, не дало возможности устроить жизнь. И, значит, он сам будет у него брать силой.
– Но если так, то не напрасны ли ваши труды в колониях?
– Как-то однажды подобный вопрос задал мне надзиратель одной из тюрем. Зачем, говорит, ты сюда ездишь? Здесь же все отпетые уголовники. Может, один из ста зеков исправится. Я ему отвечаю: пусть даже один из ста исправится. Выйдет на свободу и кого-то не убьет. А если это будет твоя жизнь или твоего ребенка?.. Он задумался и сказал: «Тогда приезжай снова».
– Социальная неустроенность очень опасна, – продолжал рассуждать отец Сергий, – сколько на улицах города «бомжат», которые просят: «Подайте на хлебушек…» Пройдет немного времени, они будут уже в силах и обозлятся на наше общество не меньше, чем зеки. И отомстят нам… Но даже не это самое главное. Страшно то, что с нами сегодня что-то происходит. Мы сами черствеем. И милостыню в протянутую руку, бывает, не положим, и к лежащему на дороге человеку не всегда подойдем. Один старичок на днях пожаловался: «Мальчишки избили меня шутки ради». А другого бомжа молодые люди привязали, распяли, как Христа, и издевались над ним. И ведь эти благополучные дети, которые обижают слабых и беспомощных, даже опаснее самих бомжей, так как уверены, что им все позволено и никто их не остановит. Ужасно видеть, как нация катится по наклонной.
– И вы хотите остановить этот процесс?
– Это, конечно, нереально, но кого-то все-таки можно спасти. У нас на производстве работают четверо мужчин, которые спивались прежде до состояния бомжей. Сейчас они перестали пить. Оказались золотыми людьми: скромные, трудолюбивые. В коллективе пользуются уважением.
– Но в городе тысячи бездомных, всех облагодетельствовать, наверное, невозможно?
– Буду отбирать по принципу: тех, кто хочет покончить с прошлым, у кого будет стремление изменить свой образ жизни. Не все же бомжи неисправимы. Много отчаявшихся неудачников, которые опустили руки. Надо им помочь. Кто-то, конечно, отсеется. Но многие смогут проявить лучшие свои качества.
– Так ведь и таких, должно быть, наберутся сотни. Где вы их разместите?
– Очень хорошо отнеслась к этой проблеме администрация города в лице главного архитектора Федотова и заместителя главы города по имуществу Партасова. В поселке Первомайском, по улице Колларова, 6, нам предоставили двухэтажное здание (бывший туберкулезный профилакторий) и выделили 24 сотки земли.
– Но в одном из домов по этой же улице расположились сектанты, прикрывающиеся христианской символикой… Вот так соседство!
– К православной церкви эта организация никакого отношения не имеет. Да и находится она на другом конце улицы.
ДОБРОМУ ДЕЛУ ПОМОЖЕТ БОГ
И вот мы с батюшкой в его будущей обители милосердия. Место хорошее, в центре парка. Неподалеку – небольшое озерцо. В помещении полным ходом идет капитальный ремонт. Делает его совершенно бесплатно один из благодетелей церкви – руководитель строительно-торговой фирмы «СТС» В. Горбунов.
– Видите, на первом этаже уже строится домовый храм, – рассказывает мой собеседник. – На службу сюда могут приходить верующие со всего поселка. Для сестричества, то есть обслуживающего персонала, выделяем три комнаты. В них можно полностью обустроить свой быт и проживать постоянно. Здесь же расположатся медпункт, столовая, прачечная, хозсклад, душевые, туалеты… Бомжей будем мыть, стричь, одевать, кормить и распределять по палатам. Все они будут на втором этаже. Там восемь больших комнат. Их площадь позволит разместить около ста человек. Для женщин – отдельное помещение. Постараемся для всех найти подходящую работу. Заведем свое подсобное хозяйство, откроем какое-нибудь ремесло…
– А не боитесь, что ваши подопечные не столько отблагодарят, сколько нахулиганят?
– Мы отдаем себе отчет, как тяжело нам придется. Но будут эти люди спать или бродить голодными по улицам города – есть разница. А поддерживать порядок помогут сотрудники УВД. Начальник милиции общественной безопасности Васильев пообещал открыть здесь постоянный пункт милицейской службы.
– Трудно даже представить тот огромный штат работников, который потребуется для обслуживания вашего учреждения. На какие источники финансирования вы рассчитываете?
– Многие работы будем делать своими силами. Со страниц газеты хотим обратиться к одиноким православным женщинам, пенсионеркам, не нуждающимся в заработке и готовым потрудиться бесплатно во славу Божию. Они войдут в состав сестричества сестер милосердия. Это сообщество будет носить имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны – основательницы Марфо-Мариинской обители мира и милосердия в Москве.
Православные медики, а их в городе немало, готовы объединиться на базе нашего учреждения в Братство врачей. Они намерены регулярно контролировать здоровье обитателей этого дома, а сестры будут выполнять предписания.
Но, прежде всего, надеемся на помощь Божию. Как писал Иоанн Кронштадтский: «Не пугайтесь, господа, громадности предпринимаемого дела, доброму делу поможет Бог, а где Бог, там скоро явится все как бы из ничего».
Конечно, бездомные, обездоленные люди – это наше общее горе, и, чтобы справиться с ним, оздоровить общество, нужны общие усилия горожан. Поэтому хочу обратиться за поддержкой к городским властям, предпринимателям, ко всем орчанам, чье сердце открыто для любви к ближнему. Давайте совместно позаботимся об осуществлении этой идеи. Примем любую вашу помощь, будь то денежные пожертвования, одежда, обувь, продукты, мебель, предметы домашнего обихода либо что другое. Все сгодится. Пункты приема расположены в храме во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия (район пл. Васнецова), а также во всех православных приходах. Контактные телефоны 30-80-68, 35-15-23.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.