РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Приходите завтра», - говорят инвалидам каждый день…

Унылое полуподвальное помещение по ул. Добровольского не привлекает внимания. Теряется среди таких же типовых пятиэтажек с открытыми дверями подвалов, в которых приютились ЖКО, магазинчики, склады… На одной из дверей – альбомный листок с выведенной фломастером надписью «Общество слепых». Листок говорит о многом – нет денег даже на вывеску. А ведь орская организация Всероссийского общества слепых (ВОС) объединяет людей, имеющих проблемы со зрением, всего восточного Оренбуржья. Более того, 26 мая ВОС Оренбургской области, куда входит и орская организация, исполняется 70 лет. Солидный юбилей на фоне несолидного положения… НАМ ЛЮБЫЕ ДОРОГИ ДОРОГИ…
Обстановка внутри под стать вывеске: беленые потолки, крашеные стены, допотопная мебель. Время здесь будто замерло. Как в музее. Переступив порог, словно погружаешься в атмосферу 80-х годов, когда в почете было ограничение в быту до жизненного минимума… На стене – портрет Дианы Гурцкой в темных очках. Пример мужества и стойкости для людей, у которых со звездой эстрады одинаковые проблемы со здоровьем…
– Официально членами общества являются 288 человек старше 18 лет, – рассказывает секретарь орского отделения ВОС З. Клещина. – Но реально инвалидов по зрению на востоке области значительно больше. Другое дело, что в общественную организацию они приходить не торопятся. Членские взносы вряд ли являются для этого преградой. Ведь они чисто символические – пять рублей за год. Проблема в другом. Раньше членство в обществе давало значительные преимущества. Сегодня, особенно после вступление в силу закона о монетизации льгот, они практически сошли на нет. Установка телефонов, зубопротезирование – дорогое удовольствие, а по новому закону инвалиды должны рассчитываться за эти блага из своих средств.
Впрочем, и сейчас инвалидов по зрению можно отправить в школу реабилитации в Бийск, где даже полностью слепых людей учат обслуживать себя, ориентироваться на местности, читать по Брайлю и прочему. Другое дело, что раньше путевка и дорога были бесплатными. Сегодня за проезд инвалидам приходится отдавать свои кровные. Отсюда и результат. А ведь реабилитация, в том числе и профессиональная, не только полезна, но и необходима. Показательно, что за минувшие полгода в Бийске побывали лишь два инвалида по зрению.
В Оренбурге действует отделение микрохирургии глаза. Раньше инвалиды охотно отправлялись туда на обследования, операции. Медицинские услуги предоставлялись бесплатно, действовали дорожные льготы, инвалиды оплачивали лишь свое проживание. Чтобы поехать в Оренбург сейчас, инвалиду придется потратиться на дорогу, оплатить проживание. Обследование бесплатное, но есть ли в нем смысл? Ведь операция на глаза – одна из самых дорогостоящих, по карману единицам. Ясно, что о поправке зрения многим придется просто забыть. За полгода в Оренбург на операцию не поехал ни один член общества слепых!
До монетизации льгот инвалиды вели более активный образ жизни. Расстояние между городами и весями не казалось большой преградой, ведь проезд был бесплатным. Сегодня ради общения в другой город не поедешь. Дорого. Что остается несчастным людям, в большинстве своем инвалидам I и II групп? Вариться в собственном соку. Но что может дать город?
В обществе слепым помогают чем могут. Но могут не так уж много. Поэтому неоценима роль и участие областного руководства. Там не делают разницы, где живет инвалид: в крупном городе или в поселке. ВОС выдает очки, магнитофоны для прослушивания аудиокассет с записями «говорящих книг». Книги со шрифтом Брайля, кассеты – тоже из Оренбурга. Вызывает интерес журнал для слепых «Наша жизнь», подпиской на который занимается управление соцзащиты. Желающие всегда найдут что почитать.
«НЕ ХОТИМ ОСТАВАТЬСЯ ЗА БОРТОМ…»
– Я ослеп в 3,5 года, – рассказывает В. Гейнц. – Осложнения после гриппа. Тридцать лет отработал на предприятии общества слепых УПП ВОС. Потом сократили. Раньше работы было навалом, в три смены трудились, люди не уходили на отдых вплоть до 70 лет. Делали гайскую продукцию провода для механического завода, собирали трансформаторы, платы для электрошкафов. В результате перестройки растеряли всех заказчиков. Остался один ОРМЕЗ, но там работы мало, на всех не хватает. Сыграло свою роль и то, что с предприятия сняли льготы. Началась волна сокращений. Если здоровому человеку, попавшему под сокращение, удается найти место в жизни, то инвалиду по зрению это не реально. У кого есть работа – счастливчики. А для меня единственная радость и связь с большим миром – книги…
– Инвалидов по зрению, обижают в предоставлении отдыха в профилакториях, – переживает Л. Грибоедова, – Оренбургское региональное отделение соцстрахования выпустило книжку с перечнем заболеваний, при которых санаторно-курортное лечение незрячим противопоказано. Раньше поправляла каждый год здоровье, а теперь – все. Чиновники ссылаются на официальный документ. Я сама работала фельдшером высшей категории на станции «Скорой помощи». Зрение потеряла после аварии. Обидно чувствовать себя лишней в обществе…
ПРОСИТЕЛЕЙ МНОГО, А БИЗНЕС ОДИН
В помещении не было капитального ремонта, по меньшей мере, лет 15. Но, как известно, любой вещи отведен свой срок. Обветшали полы, прохудились трубы, кое-где облезла краска. Сегодня общество инвалидов по зрению живет мечтой о ремонте. Хотя бы по минимуму. С большим трудом удалось заменить трубы.
– Нам бы побелить, покрасить стены и полы заменить, – делится Зоя Федоровна. – Евроремонт, комфорт – это не про нашу честь. Но порядок, чистота быть должны. Неоднократно обращались с просьбами в разные организации, но сегодня многие решают свои проблемы за счет спонсоров, на всех успешных предпринимателей не хватает. Коммерсантов тоже можно понять. В глаза отказать неудобно, вот и говорят: «Позвоните завтра, приходите через три дня, через две недели...» Побегаешь по инстанциям, покланяешься, да и перестанешь. Вот и получается, что и не отказал, и не помог.
МУП УКЖФ «Октябрьская» с ремонтом помочь тоже не может. Таких помещений в районе немало, а средства ограничены. Играет свою роль и то, что общество слепых взяло помещение в безвозмездное пользование на пять лет: испугались, что иначе площади будут проданы, как многое другое в нашем городе. Теперь в УКЖФ говорят: «Вы сами себе хозяева. Делайте ремонт собственными силами».
По сути, общество существует только за счет арендной платы. В нашем помещении – фотомастерская и парикмахерская. Они платят нам, а мы рассчитываемся за свет, тепло, воду... Благодаря этому продолжаем работать, делать для инвалидов по зрению все, что в наших силах. Но все еще надеемся, что мир не без добрых людей. Вдруг кто-то из предпринимателей откликнется на статью. Ведь в городе много магазинов, торгующих стройматериалами, а нам нужен мизер…
ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ
Можно сказать, что общество слепых сегодняшнего дня объединяет людей лишь по интересам. А интерес у инвалидов один: общение, интересный, насыщенный досуг. Для этого не требуется больших затрат, нужны лишь энтузиазм и энергия руководителей. Увлечь, заинтересовать людей действительно удалось. Инвалиды по зрению - активные участники городских и районных мероприятий. Участвуют в выставках, спортивных соревнованиях, проводимых Федерацией инвалидного спорта, выступают с номерами художественной самодеятельности. Желающие несколько раз в неделю приходят заниматься пением под баян. Голоса звенят на всю округу, а душевные напевы не оставляют равнодушными случайных прохожих. В любой праздник в этих стенах звучит радостный смех, чувствуется неподдельное веселье. Члены ВОС – мастера на выдумки: проводят конкурсы по пришиванию пуговиц, чистке картошки, скорочтению по Брайлю, соревнования по шашкам и шахматам.
Обделенные во многом, инвалиды по зрению получают здесь главное – общение. У людей есть место, куда они могут прийти с радостью или болью. Хотелось бы, чтобы радости было больше. А это зависит от тех, кто живет рядом с ними.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.