Один процент от зарплаты помогает выжить
- Общество
- 01-06-2005
На проходной завода строительных машин у меня спросили: «Куда?» – «В профком, к Фроловой» – «Тогда налево по коридору, она на комиссии». В административном здании предприятия евроремонтом даже не пахло, поэтому тонкая, еще из прежних лет, дверь выполняла лишь декоративную функцию. По ту сторону шел разговор, и был он, видно, не из приятных. Один голос возмущался: «Сколько повторять, как маленькому: нельзя, нехорошо…» Другой оправдывался: «Разве я хотел, специально что ли? Так получилось просто, обстоятельства, понимаешь…» В профсоюзе – почти все
Через некоторое время вышел невысокий мужичонка в замасленной спецовке, дрожа вшей рукой вытащил сигарету. Между тем в кабинете диалог продолжался. Потом, когда мы шли с председателем профкома по территории, выяснилось: заседала называемая в народе «пьяная» комиссия. Оказывается, здесь она еще существует и, более того, действовать практически не прекращала. Наталья Михайловна рассказывает с горечью:
– Токарь отменный, но вот сорвался – прогулял несколько дней. И причину нашел: то Пасху отмечал, то покойную мать поминал, а там 1-е и 9-е мая подошли. Выгонишь – в пятьдесят кому нужен? Классный профессионал, точит сложные детали. И, главное, понимает свой проступок. Теперь вот премии лишен. Другой нарушитель дисциплины устроился в ноябре. Молодой, недавно завел семью. Посмотрим, будет ли толк, сделает ли выводы.
Новичок с собой принес и проблему – нет крыши над головой, страдают жена, ребенок. Без колебаний Наталья Михайловна обратилась к администрации завода. Выделили общежитие. Съемная квартира – 1500 рублей. Сегодня угол обходится всего лишь в 300. Прикрепили парня к опытному станочнику – учись, постигай специальность, стремись. А он… Однако комиссия решила не спешить с выводами, ограничилась выговором. Председатель профкома надеется на благополучный исход дела.
Подобного рода позиция, откровенно говоря, озадачивает. Нянчиться, грозить пальцем, когда взаимоотношения работодателя и трудового коллектива строго регламентируются законом! О каком воспитании может идти речь, до того ли теперь, когда от выполнения своих обязанностей напрямую зависит твое благополучие, а если есть семья, то и ее?
– А что, собственно, изменилось? – парирует мой собеседник. – Разве люди уже не нуждаются в элементарном внимании? Обстановка в стране непростая. У многих произошла переоценка ценностей. Процесс сложный, противоречивый. То, что вчера осуждалось, нынче одобряется. Поневоле потеряешь равновесие, оступишься. Кто поддержит в трудную минуту?
В сущности, вопрос из категории риторических. Но не для строймашевцев. По нынешним меркам, невероятно, но факт: на заводе все сплошь и рядом состоят в профсоюзе.
– Кроме троих, – поправляет Фролова. – Один недавно устроился, говорит, осмотрюсь для начала. Второй ушел на пенсию, затем вернулся, сказал: льгот мне не надо, а квартиры больше не дадут. Третий тоже в возрасте, бережет каждую копейку, считает, что одному проценту от зарплаты на членские взносы может найти иное применение. Тем не менее ему выплачивается дотация на питание – директор подписал заявление. Профсоюз отстаивает и его интересы.
Картина и в самом деле прелюбопытная. Далеко не на всех крупных производствах есть «школы коммунизма», а в частных фирмах о них и не знают, потому права служащих часто нарушаются и попираются. Коллектив «Строймаша» усвоил одну простую, но важную истину: без прошлого нет будущего, не собирается отказываться от всего хорошего, что накоплено предыдущими поколениями и превратилось в прочные традиции. До сих пор по праздникам и памятным датам он собирает своих ветеранов, чтобы выразить им уважение и показать, что их труд не пропал даром.
Впрочем, здесь ничего оригинального нет, так поступают и ЮУНК, и ОРМЕТО-ЮУМЗ, и швейная фабрика… Зато все остальное идет по-иному. Того, кто впервые переступил проходную после отдела кадров, ждут в профкоме. Такой порядок. Для основательного знакомства. Кроме того, человеку нелишне знать содержание колдоговора. Благодаря ему до сих у завода действуют два общежития, спортивный комплекс, база отдыха. В статьях предусмотрена корректировка окладов, тарифных ставок в зависимости от роста потребительских цен. Изложить важный документ подробно не представляется возможным. Очевидно одно: именно он помог сохранить костяк коллектива, опытные кадры, без чего предприятию не выжить.
Как одна семья
Откровенно говоря, процветающим его пока назвать нельзя. На то имеются объективные причины: часто заказчики оказываются неплатежеспособными, затягивают с деньгами за полученную продукцию. Не становятся меньше аппетиты монополистов, цены на газ, тепло, электричество продолжают расти. То же касается железнодорожных перевозок. Налоговики свое требуют. Руководству, которое должно, помимо прочего, обеспечить ритмичность производства, приобретя в нужном объеме металл, необходимые материалы, выдать получку, не позавидуешь. К тому же создалась нехватка кадров, поскольку обстоятельства заставляют людей искать лучшей доли.
Казалось, ситуация мало способствует спокойствию тружеников. Однако обстановка на «Строймаше» остается стабильной. Секрет, если можно так выразиться, прост: каждый специалист знает, что профсоюз в обиду его не даст. Случайно разве колдоговор подписывается не раз в три года, как обычно, а в два! А о продлении действующего на очередной период никогда даже речи не идет. Изменения вносить заставляет жизнь. Для подтверждения сказанного достаточно поднять соглашения за последние 10-15 лет. Положения, разделы регулярно обновляются. Вот как, к примеру, сегодня выглядит молодежная политика.
– Скажем, проводили мы парня в армию. Из виду не теряем: пишем письма, спрашиваем, как дела, успехи, сообщаем о новостях на заводе. Демобилизовался, вернулся – выдаем три оклада. Есть на что хотя бы одежку справить. Решил жениться – предоставляем три оплачиваемых дня плюс еще три тысячи рублей. Не так давно одна пара решила соединить свои судьбы. На пособие молодые купили телевизор, теперь память будет, – продолжает Фролова. – На регистрации брака присутствовали сотрудники из цеха.
Судя по всему, придется вносить поправку еще в один пункт: повысить выплату к очередному отпуску до 1500–2000 рублей вместо 1000. Причем для этого не нужно ждать окончания срока действия колдоговора, практика на этот счет имеется. На днях работодатель подпишет изменение, касающееся спецовки для сварщиков, которой хватает лишь на 9 месяцев, хотя по нормам должна меняться через год. Поступало предложение предоставлять так называемый «хозяйственный» день не только женщинам, но и мужчинам. Поддержки оно не нашло. Зато мужу оплачивают день, когда он забирает жену из роддома. Первого сентября у обоих супругов есть возможность вместе с первоклассником сходить на торжественную линейку.
Может сложиться впечатление, будто у профкома и администрации никогда не возникает разногласий. Оно ошибочно. Бывает, когда председатель отказывается подписать приказ директора и остается при своем мнении. За что и уважают, обращаются за помощью. Двери комитета открыты для всех, поэтому и идут сюда. Узнать, например, как поступить, когда начальник посылает на несвойственные работы, мотивируя приказ производственной необходимостью. Не подчинишься – последуют неприятности. А вы не конфликтуйте, советует Фролова, напомните об ответственности за нарушение инструкции и последствиях в случае травмы, сошлитесь на профком. Взвешенность позиции, принципиальность с пониманием воспринимаются руководством предприятия. В первом квартале показатели «Строймаша» снизились. Нельзя снижать зарплату, надо удержать ее хотя бы на уровне прошлого года, настаивала Наталья Михайловна. К представителю голоса народа прислушались.
– Конечно, подвели заказчики. Между тем существуют и просчеты в организации труда. У нас мастеров больше, чем сдельщиков, словно по пословице «Семеро с ложкой – один с сошкой», – считает она. – Выводы напрашиваются сами собой, и я думаю, что будут реализованы.
Должный порядок обеспечивается общими усилиями. Причем это вовсе не пустая фраза. В подразделениях завода насчитываются 20 профгрупп, которые контролируют выполнение двухстороннего договора. По четвергам собирается актив, чтобы ориентироваться в законодательстве, четко знать свои права. С ними встречается директор Л. Березняк, рассказывает о положении дел, перспективах. Диалог нужен как воздух, потому как повышает доверие. Иного подхода Леонид Константинович и не представляет. Он на «Строймаше» с 1969-го, знает большинство производственников в лицо, хорошо понимает, что завод стал их судьбой, что основная часть жизни проходит здесь. Оттого коллектив легок на подъем, проводит немало спортивных мероприятий, вечеров отдыха, конкурсов. Кстати, до сих пор в цехах и на участках принимается подписка на периодическую печать. Привычка. А второй такой библиотеки в городе просто нет. В ней около 100 тысяч технических и художественных изданий, сотни журналов – от «Мурзилки» до издания «Власть и деньги». Есть книги, которых нигде не достанешь. Записаны сюда и дети строймашевцев. Значит, есть у предприятия будущее. Недавно налаженное тесное партнерство с ОРМЕТО-ЮУМЗ повысило загрузку мощностей. У повременщиков зарплата пока невысокая – от 2 до 3,5 тысячи рублей, сдельщики зарабатывают от 6 до 12 тысяч. Деньги выдаются вовремя, без задержек. Требуются специалисты целого ряда профессий, и, похоже, завод всерьез намерен вернуть былые позиции.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024