РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Чужие среди своих

(Продолжение. Нач. в № 177-180). Часть 2 Статистика свидетельствует, что до Великой Отечественной войны в России проживали порядка 2 млн. российских немцев. БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ
По словам Л. Шмидта, руководителя общества российских немцев «Возрождение» в Орске, с началом военных действий немцы были призваны в действующую армию наряду с представителями других национальностей. Но спустя несколько месяцев появился запрет: воевать эти люди не должны. Немцы, по сути, ставшие россиянами не в одном поколении, пустившие в стране глубокие корни, стали считаться неблагонадежными. Их захлестнула волна гонений и репрессий. Обычным делом стали обвинения в шпионаже, диверсиях, сотрудничестве с иностранными разведками. Тем не менее свой вклад в дело победы они все же внесли.
Среди погибших орчан, чьи имена высечены возле Вечного огня, значатся 48 немцев. Сегодня в Орске живет много родственников погибших. К примеру, у Ю. Берга, директора цементного завода, отец прошел путь от финской границы до Москвы, получил медаль «За отвагу». Потом был репрессирован и направлен в трудармию. И подобных примеров в городе – десятки. Никакие заслуги перед Отечеством в расчет не брались. Всех немцев сняли с фронта, подвергли репрессиям по одному лишь факту принадлежности к неугодной национальности.
28 августа 1941 г. вышел Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», где говорилось, что немцы Поволжья скрывают в своих рядах врагов советского народа и советской власти. Практически все немцы этой местности были переселены в другие края. Их старались разбросать по разным частям страны. Целыми эшелонами отправляли на Урал, Дальний Восток, в Сибирь, Среднюю Азию. После открытия секретных архивов стало известно, что в эти годы в нашей стране более 1 млн. немцев были лишены имущества и депортированы в малолюдные районы.
Переселение проходило в спешке. Людям практически не удавалось прихватить с собой личные вещи. Разрешалось взять продукты на неделю. Дальше – эшелон, долгая дорога в неизвестность. Родственников разлучали намеренно, отправляя членов одной семьи в разные края.
Тяжело пришлось жителям сельской местности. Вышло постановление, по которому немецкие села безвозмездно сдавали в фонд обороны часть продукции.
Вскоре грянула новая беда. Согласно Постановлению Государственного комитета обороны «О порядке использования немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет», принятому в 1942 г., российских немцев через военкоматы начали призывать в трудовую армию. Постановление коснулось каждого: ведь немцы в одночасье попали под определение неблагонадежных. В целом по стране через эти жернова прошли еще порядка полумиллиона немецких мужчин и женщин. В этот период промышленный Орск, который активно строился и развивался, принял тысячи вынужденных переселенцев. Основная масса немцев появилась в нашем городе именно в годы войны. Прибывали из Красноярского и Краснодарского краев, Новосибирской, Омской областей, Ставрополья, Нижнего Поволжья. Особенно массовыми в плане переездов выдались 1942–1943 гг. На плечи трудармейцев легло строительство объектов оборонного значения. Можно с уверенностью заявить, что немцы принимали участие в строительстве всех заводов, которые появились здесь, в глубоком уральском тылу, в военное лихолетье. Строили ЮУМЗ, механический и другие заводы, увеличивали мощности никелькомбината, завода им. Чкалова. Прокладка трубопровода для прокачки нефти из Казахстана в Орск – полностью заслуга русских немцев.
В Оренбургской области трудармейцы работали на лесоповалах, строительстве железных дорог, добыче угля, руды, прокладке нефтепроводов. Выполняли самую тяжелую физическую работу без участия техники.
Поначалу в трудармию не забирали женщин, у которых на руках были дети до 3 лет. Но с 1943 г. военкоматы стали призывать на работы в трудовых лагерях даже кормящих матерей. Дети оставались на попечении престарелых родственников или сердобольных соседей. Многим впоследствии пришлось с лихвой хлебнуть сиротской доли…
Мужчины-трудармейцы рвались на фронт бить врага. Писали заявления в военкоматы. Но ответ был один: вы нужны там, куда вас призвали. Работайте в тылу.
В Орске было несколько лагерей трудармейцев. Рядом с заводом им. Чкалова в пос. Крекинг был сплошной барачный массив. Людей размещали за колючей проволокой в унылых одноэтажных строениях с несколькими рядами нар. Вооруженная охрана контролировала каждый шаг. Паспорта отобрали. Комендатура устраивала ежемесячные проверки. Ни о какой зарплате не было и речи, люди трудились на износ… за баланду. Жуткое жидкое варево, 400–600 граммов хлеба в день. При невыполнении нормы в качестве наказания паек уменьшался. Ни о каком контроле над здоровьем не было и речи. Бесправные люди падали от истощения и болезней, смерть выкашивала людей сотнями. Но охранку это волновало мало. Но на место умерших прибывали новые. Из-за невыносимых условий в трудармии погиб каждый второй.
В этот же период в Орске появились лагеря военнопленных немцев, австрийцев и венгров. Они содержались отдельно от русских немцев и между собой никак не контактировали. Пленные также были задействованы на строительстве индустриальных гигантов. Положение в лагерях иностранцев ничем не отличалось от лагерей трудармейцев.
Для работы в тылу нужны были рабочие руки, и трудармейские лагеря стали своего рода выходом из проблемы. Государство придумало схему, при которой людям не надо было платить за работу, и при этом выжимало все силы.
ПРЕЗРЕНИЕ КАК К ВРАГАМ
Победе над фашизмом русские немцы радовались вместе со всеми. Однако клеймо врагов с них снято не было. Ненависть к фашистам выплескивалась на невинных людей. Сказывалась государственная пропаганда. С ними избегали общаться, чтобы не запятнать себя. Лица немецкой национальности не могли рассчитывать на высокие посты, продвижение по службе, получение высшего образования.
Трудовые лагеря со временем прекратили свое существование. Но переселенным немцам возвращаться в родные края было запрещено. Вышло специальное постановление правительства, где переезд приравнивался к побегу. В Орске тоже не стало колючей проволоки, немцам разрешалось самостоятельно передвигаться по городу, но они были обязаны регулярно отмечаться в спецкомендатуре.
Орские немцы стали работать на те самые предприятия, которые строили в годы войны, жили, как и прежде, в бараках.

(Окончание следует.)

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.