СПИД: больше знаешь – крепче спишь
- Общество
- 17-08-2005
Согласно официальным данным в Орске сегодня зарегистрированы 5000 ВИЧ-инфицированных.
А Оренбургская область вошла в первую десятку регионов страны с наивысшим количеством заболеваний. Как следует относиться к этим шокирующим данным? Насколько опасно это явление для каждого из нас? Что мы должны знать
о СПИДе? На эти и другие вопросы отвечает зав. лечебно-диагностическим отделением межрайонного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями А. Клыков. – Алексей Владимирович, почему наш город оказался, как говорится, впереди планеты всей?
– Все очень просто. Орск попал под удар ВИЧ-инфекции быстрее других регионов, потому что через него проходит путь доставки наркотиков из зарубежья. А основным путем передачи заболевания было употребление наркотиков. Почти 100 процентов наших пациентов заражались при неоднократном использовании шприцев. Это продолжалось примерно до 2003 года. Потом наступила некоторая стабилизация с наркоманией.
– То есть проблема ВИЧ-инфекции утратила остроту?
– Нет, конечно. Наоборот. Дело в том, что сейчас наиболее распространен другой путь заражения – половой, он занимает уже 50 процентов от общего количества. А в группы риска попадают абсолютно все слои общества: как люди, ведущие асоциальный образ жизни, так и вполне добропорядочные. Многие угождают в сети этой напасти случайно. Так, бывшие наркоманы, бросив употреблять наркотики, вернулись к обычной жизни, стали заводить семьи и дали толчок для реализации полового пути передачи инфекции.
– Кого больше – мужчин или женщин?
– Пришло время феминизации эпидемии, есть даже такой термин. Такая тенденция очень остро поставила проблему передачи заболевания от матери к ребенку. Ситуация усугубляется тем, что наши пациентки – женщины детородного возраста, их все больше, буквально каждую неделю мы ставим на учет с ВИЧ-инфекцией новую беременную женщину.
– Как появилась цифра 5000 ВИЧ-инфицированных?
– Такое количество орчан обратилось в различные лечебные учреждения и в результате обследования крови получило положительный результат на ВИЧ-инфекцию. Однако нет сомнения: реальная цифра, как минимум, в четыре раза выше, потому что по законам развития ВИЧ-инфекции на одного выявленного пациента могут приходиться от 5 до 10 человек невыявленных.
Однако не надо запугивать этими цифрами читателя. Страх уже мало эффективен. Нужно наоборот правильно информировать и учить общество жить с этой проблемой, потому что никуда от нее не денешься.
– Как же не бояться, если рядом с тобой могут находиться ВИЧ-инфицированные?
– Вся беда в полнейшей безграмотности людей. В принципе, инфекция безопасна при нормальном образе жизни. Ведь заразиться можно только тремя путями: через кровь, при беспорядочных половых отношениях, а также при рождении от ВИЧ-инфицированной матери. Совместное проживание, питание, пользование общими предметами быта, рукопожатия не опасны.
– И все-таки психологически, наверное, трудно настроить себя общаться с ВИЧ-инфицированными людьми, как с обычными больными?
– Если не сформировать у населения лояльного отношения к этим людям, мы получим негативную реакцию с их стороны. Чувствуя отвержение общества, они могут предпринимать неадекватные действия. Тем более надо учитывать, что среди них много достаточно асоциальных лиц. Бояться не нужно, нужно правильно понимать, что есть весьма серьезная проблема. Но чураться и дискриминировать этих обреченных людей нельзя.
У нас же нередки случаи, когда при трудоустройстве в нарушение закона наблюдаются необоснованные обследования на ВИЧ- инфекцию. ВИЧ-инфицированные имеют право работать где угодно и кем угодно – за исключением категории сотрудников, выполняющих особые профессиональные обязанности. Словом, хотели бы мы того или нет, нам приходится жить рядом с этой проблемой, и никто не гарантирован от того, что не столкнется с ней.
– А что дальше, в случае заболевания?
– К сожалению, лишь половина из тех, кто имеется в компьютерной базе, встала у нас на учет. Остальные просто игнорируют наши неоднократные приглашения, а заставить насильно у нас нет права.
– Всех ли вы лечите?
– Согласно рекомендациям Минздрава, должен производится определенный отбор пациентов для лечения. В этом году центр был обеспечен препаратами достаточно неплохо, и курс назначался всем, у кого были медицинские показания. Хотя существует такой термин, как приверженность терапии пациента. То есть, чтобы добиться клинического успеха, человек должен сам этого желать и строго соблюдать наши рекомендации по образу жизни и режиму приема препаратов.
При лечении ВИЧ-инфекции нужно, чтобы приверженность терапии достигала не менее 95 процентов. Но, как показывает практика Московского научно-методического центра, из всех пациентов, которым назначалось лечение, 80 процентов оказались не готовыми к нему и фактически сами бросили терапию. То же самое прослеживается и у нас. Причины, конечно, разные, но в основном пассивное поведение больного.
Это приводит к тому, что, во-первых, не достигается эффекта в лечении, во-вторых, происходит селекция вирусов. Возбудитель инфекции быстро меняет свои свойства.
– Как долго живут ВИЧ-инфицированные?
– По статистике, в среднем 13 лет. Но многое зависит от образа жизни. Если человек заинтересован в своем здоровье, хорошо питается, не допускает излишеств, то и прогноз хороший. При благоприятном стечении всех обстоятельств с этой болезнью можно жить неизвестно сколько. Наши первые пациенты живут уже 8 и более лет.
В США, например, те, кто пожизненно получает терапию, от СПИДа не умирают. Для россиян же «пожизненная терапия» выглядит абстрактно, так как трудно загадывать даже на полгода, будет ли необходимое финансирование центра.
Препараты очень дорогие. Вот сейчас очень остро стоит вопрос с лекарствами для детей. Их у нас на лечении полтора десятка. Это в основном дети, рожденные от матерей с установленным диагнозом. На закупку для них лекарств всего на три месяца срочно требуется около 400000 рублей. Скоро появится проблема и по препаратам для взрослых. Дороговизна препаратов существует из-за того, что в России они почти не производятся. Лечение ВИЧ-инфекции по стоимости несопоставимо с лечением никакого другого заболевания.
– Алексей Владимирович, в ваших словах одна безысходность. Есть ли хоть что-то обнадеживающее?
– Пожалуй, единственное, с помощью чего можно получить очень хороший эффект, – это химиопрофилактика передачи заболевания от матери к ребенку. Если женщина рожает без химиопрофилактики, то шансы рождения ребенка здорового или с ВИЧ-инфекцией где-то 50 на 50. А если проведена профилактика в полном объеме, то шансы составляют 92-95 процентов. Но, к сожалению, мы не можем достучаться до женщин, которые планируют завести детей, чтобы они вовремя становились на учет в женскую консультацию и проходили обследование. Есть масса женщин, которые нигде не обследуются и только в роддоме узнают, что у них ВИЧ-инфекция. А время для химиопрофилактики уже упущено, и шансы рождения здорового ребенка уменьшаются.
– Судя по цифрам, можно сказать, что ВИЧ прогрессирует?
– Нет. Темпы прироста в последние годы у нас значительно снижаются. Так, в 2004 году новых результатов получено на 50 процентов меньше, чем в 2003, а в 2003-м меньше, чем в 2002-м. Другое дело, что сейчас появилось большее количество больных на стадии вторичных заболеваний.
Спад прироста ВИЧ-инфицированных в основном связан со снижением наркомании. Хотя сейчас есть косвенные признаки приближения очередной её волны.
– Есть ли какие-то признаки ВИЧ-инфекции, которые должны насторожить человека?
– Самому поставить точный диагноз сложно. Когда же человек знает, что у него есть ВИЧ-инфекция, то он сам может заметить ее прогрессирование. Во-первых, почти гарантировано появление туберкулеза.
Нередко наблюдается герпетическая инфекция, которая ведет себя не так, как у здоровых людей. При простудах мы частенько сталкиваемся с герпесом – высыпанием на губах в виде пузырьков. Но при ВИЧ-инфекции аналогичное высыпание появляется на туловище. Это уже, как правило, достоверный сигнал о ВИЧ-инфекции.
Бывают неспецифические проявления. Например, на фоне в общем-то нормального самочувствия в течение месяца, а то и более человека лихорадит, то есть температура поднимается до 38–39 градусов. Случается монотонное прогрессирующее падение веса тела. А вообще проявления ВИЧ-инфекции могут быть очень разнообразными. Но лучше всего обращаться за консультацией к врачу. Пройти тест на ВИЧ-инфекцию можно у нас в любой рабочий день. Эта услуга бесплатная.
Вл. БАЗИЛЕВСКИЙ.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024