РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Блеск и нищета Черноморского флота

Специфика военной службы, по крайней мере – в Крыму, такова, что ее повседневная реальность надежно скрыта от сторонних глаз. Скрыт каторжный труд людей, постоянно находящихся в корабельных трюмах, самолетных кабинах, орудийных башнях. И только раз в году железный – в прямом смысле этого слова – занавес чуточку приоткрывается, а обывательскому взору предстает истинное, пусть и слегка пересыпанное нафталином, величие Черноморской эскадры. По традиции, в последний июльский выходной весь без исключения четырехсоттысячный Севастополь высыпает на прибрежные склоны, а городские набережные пропитываются ароматом свежей корабельной краски, полностью отбивающей привычный запах жженой солярки и мазута. В этот день, еще с советской поры, чествуют всех военных моряков, и красочный парад, разворачивающийся прямо на глазах севастопольцев и их гостей, – лишнее напоминание о том, что Черноморский флот не просто жив, а является реальной боевой силой.
Не скрою, что, собираясь в дальнюю дорогу, официальная делегация из Орска в составе главы города Ю. Черноусова, помощника депутата Государственной Думы
А. Асташкина, капитана-лейтенанта в отставке А. Зобнина и репортера «Орской хроники», испытывала двойственные чувства. С одной стороны, нельзя было не откликнуться на очередное письменное приглашение экипажа БДК «Орск», состоящего, в том числе, из наших земляков. С другой стороны, возможности Орска, в особенности финансовые, - далеко не беспредельные, и, зная, как тяжело служится нашим призывникам, глава города не имел права, да и, похоже, не собирался запускать руку в местную казну, уповая разве что на щедрость спонсоров. Да что там говорить – даже командировочные расходы каждый из членов делегации взялся оплачивать самостоятельно…
Справедливости ради следует отметить, что черноморцев и прежде особо не баловали. Буковки на матросских погонах еще советские острословы расшифровывали следующим образом: СФ - не только Северный флот, но и «самый флот», Тихоокеанский - «тоже флот», Балтийский - «бывший флот». А вот про ЧФ уничижительно говорилось: «Чи флот, чи не флот»…
Знали б те острословы, какими актуальными станут их высказывания в конце прошлого века! В окаянное пятилетие ожесточенного российско-украинского дележа Черноморского флота (с 1992 по 1997) «на иголки» порезали не менее трех (!) сотен полностью боеспособных кораблей. Ну, а те, что за бесценок продали иностранцам, тем же индусам и китайцам, быстренько переделали либо в увеселительные заведения, либо, что еще хуже, в плавучие бордели. И если прежде рейсовым катеркам, снующим между Графской пристанью и Северной стороной, приходилось аккуратно лавировать между серыми громадами до зубов вооруженных кораблей, отдыхавших на рейде после многомесячных океанских походов, то нынче – никакой толчеи. Бухты, несмотря на анонсированную военно-морскую феерию, так и оставались полупустыми.
Половине нашей делегации, к слову, довелось присутствовать на аналогичном параде двумя годами ранее. Вот он-то был практически сорван украинской стороной. И не только потому, что перед трибунами разрешили пройти, в основном, вспомогательным судам – буксирам, тральщикам и спасателям, но никак не ударным силам флота. Запретили любую стрельбу, включая холостые заряды. Ввели запрет на полеты корабельной авиации. По одной версии, из-за трагедии, случившейся накануне в далеком Львове. Там, помнится, украинский «Су-27», выполнявший фигуру высшего пилотажа, рухнул прямо на аэродром, убив и покалечив десятки зрителей. По другой версии, в Севастополь должны были приехать президенты Путин и Кучма, и повышенные меры безопасности потребовались для того, чтобы ничто не омрачило настроения наших лидеров.
На сей раз присутствия президентов изначально не планировалось. С нашей стороны на почетную ложу претендовала разве что делегация Государственной Думы, с украинской – спикер Верховной рады В. Литвин и секретарь Совета безопасности П. Порошенко. Свободные места предложили членам делегаций, прибывших на подшефные корабли, в том числе - орчанам.
И вновь вмешался случай. Во время обследования дна вблизи памятника Затонувшим Кораблям, фактически примыкающего к ложе почетных гостей, аквалангисты обнаружили взрывчатку. Да какую! Судя по изрядно проржавевшему корпусу, донная мина, до предела нашпигованная тротилом, могла взорваться в любой момент. Оживленный Приморский бульвар тут же оцепили военные патрули. Опасную находку осторожно обвязали тросом, отбуксировали в открытое море и там, на расстоянии нескольких миль от берега, взорвали. Эксперты, вроде бы, сошлись на мнении, что мину сбросил один из фашистских самолетов, бомбивших осажденный город. Однако, согласитесь, с трудом верится, что за шестьдесят с лишним лет никто, включая бдительную президентскую охрану, не удосужился найти полтонны тротила, который в случае чего с легкостью сравнял бы с землей севастопольский центр…
Трехчасовой парад, скромно названный организаторами «водно-спортивным праздником», по максимуму вместил в себя флотские задумки. Ранним воскресным утром, сразу же после дружного подъема Андреевского стяга и флагов расцвечивания, началось, собственно, то, ради чего и собрались сотни тысяч зрителей. Тут и стрельба из противолодочного оружия, и прохождение подводной лодки в крейсерском положении, и взлет вертолета с палубы флагманского крейсера «Москва», и демонстрация ракетной атаки, и полеты истребителей и штурмовиков на бреющем, и траление минных заграждений, и даже высадка морского десанта… Последнее выглядело вдвойне уместно, если учесть, что БДК «Ямал», лихо десантировавший дюжину плавающих бронетранспортеров, как две капли воды напоминает БДК «Орск».
Нашему кораблю чуточку не повезло. Несмотря на только что отремонтированную силовую установку, которая позволяла, причем с блеском, на предельной скорости, пройти перед трибунами, «Орск» оставили в резерве. И неспроста. После тысяч морских миль, 11 боевых служб в Атлантическом и Индийском океанах, Средиземном и Красном морях ему вряд ли обойтись без капитального ремонта. Ближайшей осенью, по словам заместителя командира корабля капитана 3-го ранга А. Михайлова, БДК должны поставить в сухой док. За 37 лет, прошедших после спуска на воду, «устал» даже высокопрочный корпус. После успешного ремонта дизелей в самую пору заняться сварными работами. Без замены днища, хотя бы частичной, дальнейшую эксплуатацию могут не разрешить.
В былые годы, когда Черноморский флот едва успевал формировать новые экипажи для новых же, с иголочки, кораблей, участь «Орска», скорее всего, была бы предрешена. Сейчас – иные времена. Если учесть, что за последние 10 лет флот сократился в три раза – с 1230 до 422 кораблей, из которых только 51, да и то - с натяжкой, считается пригодным к боевым действиям, за каждое судно, находящееся на плаву, стараются держаться, что называется, обеими руками. Да и шефов грех обижать…
В этом смысле БДК «Орск» есть чем гордиться. Солидные доброхоты – Южный административный округ Москвы, Лискинский район и город Лиски, что под Воронежем, не говоря уже про Орск, взялись опекать, причем надолго и всерьез, один из крупнейших кораблей Черноморского флота. Судите сами: 113 метров в длину, 16 – в ширину, 25 – в высоту. Экипаж – до 90 человек. Автономное плавание – до трех недель. На вооружении – мощная артиллерийская установка, ракеты класса «корабль-воздух», современное оборудование для постановки минных заграждений. Основное достоинство БДК «Орск» – на редкость большое водоизмещение, которое позволяет взять на борт одновременно до 60 единиц техники, включая БТР и средние танки, а заодно 300 морских десантников.
Корабли, подобные «Орску», черноморцы называют рабочими лошадками. И неспроста. Сейчас, когда украинско-российская граница фактически блокирована, а за каждый килограмм грузов братья-славяне требуют, что называется, по полной программе, становятся, как это ни странно, крайне выгодными дальние рейсы в Новороссийск и обратно. На родину, как правило, стараются везти требующие ремонта артиллерийские установки, тягачи, танки и бронетранспортеры, а обратно - самое разнообразное продовольствие, интендантский скарб и запчасти, которые фактически являются контрабандными. А как иначе? Очевидно, отчаявшись выдворить наших моряков из Крыма раньше оговоренного срока, то есть 2017 года, украинцы решили брать измором. Любой груз, предназначенный для удовлетворения повседневных нужд Черноморского флота, месяцами «отлеживается» на таможнях. Когда же предельный срок все-таки заканчивается, предприимчивые таможенники находят очередной аргумент: любой товар, будь то литр солярки или банка тушенки, не говоря уже про патроны и снаряды, должен быть растаможен по мировым ценам. Мало того. Требуют непременно твердую валюту. И пошлины, как правило, запредельные. До половины, а то и больше, от стоимости товара.
Аппетит, известно, приходит во время еды. Налоги, получаемые с России, на четверть закрывают севастопольский бюджет и на 15 процентов - Пенсионный фонд. Примерно 20 тысяч севастопольцев работают на российских военных и гражданских объектах, исправно получая неплохую, по украинским меркам, зарплату. Только Москва за счет своих средств построила в Севастополе за последние годы 3,5 тысячи квартир, новые поликлинику, больницу, детский сад и даже школу. Только за аренду портовых и иных сооружений Черноморского флота мы платим Украине до ста миллионов долларов ежегодно. На эти деньги, к примеру, Орск мог бы безбедно прожить полтора, а то и два года! Но и этого, получается, мало. Недаром украинские националисты, при полном попустительстве местных властей, изо дня в день пикетируют штаб Черноморского флота, добиваясь, по их словам, скорейшего и безоговорочного вывода российских войск.
Но вот парадокс: чем настойчивее киевские политики стараются пересмотреть сроки базирования наших кораблей, чем больше митингуют «жовто-блакитники», тем больше помощь российской глубинки морякам-черноморцам. Судите сами. Только за последние три года на счет народных, по сути, пожертвований в состав сил постоянной готовности вернулся ракетный корабль «Москва» (бывшая «Слава»), осуществлены ремонт и модернизация сторожевых кораблей «Пытливый» и «Сметливый», полностью реанимирована единственная на флоте подводная лодка «Алроса». Только благодаря шефам, не скрывает высшее флотское командование, не попали на переплавку противолодочники «Ейск», «Суздалец» и «Муромец», а также большие десантные корабли «Азов», «Ямал» и «Орск».
О том, какой ценой и кто именно спасал боевые
корабли, на которых по-прежнему служат десятки орчан, - в одном из ближайших номеров «ОХ».

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.