Свято место пусто не бывает, убедились орчане в Севастополе
- Общество
- 25-08-2005
Наш корабль в Севастополе если поголовно не любят, то, по крайней мере, уважают. Недаром для постоянной стоянки БДК «Орск» выделили самое, что ни на есть престижное место -
у знаменитой Минной стенки,
в двух шагах от центральной части города. По соседству с надолго ошвартовавшемся кораблем – вышестоящий дивизионный штаб, а стоит подняться на близлежащий косогор – тут вам и адмиральские апартаменты.Столь близкое соседство со штабом Черноморского флота, конечно же, имеет свои плюсы и минусы. Скажем, редкий день лампасоносных флотоводцев не интересует жизнь нашего экипажа. Редкий номер популярной флотской газеты «Флаг Родины» обходится без матуриалов об “Орске».
В принципе, плохого нет, поскольку почти все, что до недавнего времени выходило из-под пера дотошных ревизоров и журналистов, считалось лестным для нашего экипажа, оборачиваясь, в свою очередь, настоящим звездопадом на офицерские погоны. Взять, к примеру, бывшего командира БДК «Орск» Алексея Богданова, любезно принимавшего орчан позапрошлым летом. Его перевели на ответственную работу в Москву. Туда же, в штаб ВМФ, рекомендовали бывшего заместителя, капитана второго ранга Валерия Стародубцева, отличившегося не меньшим радушием. И даже кавторанг Звягин, предпоследний хозяин ходового мостика, продвинулся по служебной лестнице, возглавив один из крупнейших кораблей флота…
С другой стороны, не зря же считают, что на любой службе, будь то гражданская или военная, лучше находиться подальше от начальства и поближе к кухне. Почетное, в общем-то, соседство не могло не обернуться излишними хлопотами. Моряков, к примеру, отвлекают на сухопутные караулы и оцепления, ремонтно-строительные работы и уборку прилегающей территории. Неудивительно, что на утреннем подъеме Андреевского флага присутствует, от силы, четверть и без того немногочисленного экипажа. То есть, о полной боеготовности некогда грозного «Орска» лучше и не заикаться.
И потом. Согласитесь, одно дело, когда наиболее достойных специалистов прикомандировывают, пусть и на время, к боевым кораблям, собравшимся, в том числе, в дальние походы. И совсем другое, когда экипаж используют, так сказать, не по прямому назначению. Если уж на то пошло, то работы и на «Орске» - невпроворот. Только для того, чтобы вернуть должный вид гигантскому, с футбольное поле, кораблю, предстоит затратить массу сил и времени.
На это прежде других обратил внимание Юрий Черноусов. Бдительный взгляд градоначальника, привыкшего к идеальному порядку на железной дороге, где прошла большая часть его сознательной жизни, не мог не остановиться на рваном линолеуме, проступившей сквозь густой сурик ржавчине, замасленных поручнях…
Дипломат из главы города, вероятно, не получится, поскольку на первой же встрече с руководством 30-й дивизии надводных кораблей Черноусов безапелляционно заявил:
- Нашему кораблю нужен новый командир. И как можно быстрее.
Убеленный сединами, дородный, но в то же время улыбчивый и юркий, как ртуть, Сергей Волков едва не поперхнулся горячим чаем. Именно ему, заместителю комдива по воспитательной работе, отвечающему, в том числе, за подбор кадров, предназначались критические стрелы.
Матерый политработник, впрочем, и не подумал лезть за словом в карман. После паузы капитан первого ранга отчеканил:
- Ваши пожелания, Юрий Александрович, учтем. Вернее, учли. Приказ о новом назначении - у командующего флотом на подписи. По секрету, должность командира предложили капитану второго ранга Алексею Жовтоножко. Молодому, на редкость перспективному офицеру. В настоящее время Алексей повышает квалификацию в Санкт-Петербурге, но осенью возглавит ходовой мостик «Орска».
Что ж. Судя по всему, очередного командира, а также его немногочисленных подчиненных ждут нелегкие времена. Следом за капитальным ремонтом силовой установки требуются широкомасштабные сварочные работы в трюмах. И прежде чем надолго встать в док, просто-таки грех не привести в порядок матросские и офицерские каюты. Дизайнерские решения готовы. Недаром стапом, а по совместительству – врио командира БДК «Орск» Сергей Неделяй подписал для каждого шефа копию пространного ходатайства. В «Списке необходимых работ по обустройству быта личного состава», в том числе, тотальная, по сути, замена сантехники, кафельной плитки, карнизов и обоев, капитальный ремонт освещения, электрооборудования и вентиляции, а заодно - корабельной мебели. В перечень первоочередных объектов включены не только кубрики и каюты, но и столовая, кают-компания и камбуз, душевая комната и сотни метров корабельных коридоров. Тут, в частности, стопроцентно заменят линолеум и перекрасят стены.
Заявка охватывает и бытовую технику. Нужны хотя бы 4 холодильника, 2 ларя-морозильника и 3 утюга. Что касается офисной техники, то хорошо бы, считают на корабле, приобрести сканер, лазерный принтер, видеоплеер и компьютер, не говоря уже про запас расходных материалов…
Думаете, нереально? Отнюдь. Еще ни разу моряки не требовали невыполнимого. Еще ни разу шефы не приезжали с пустыми руками. Не помню точно, что именно доставили лискинцы и москвичи, зато орчане позапрошлым летом презентовали усиленные продуктовые пайки для всех членов экипажа, импортный фотоаппарат, заодно - два суперсовременных кондиционера «Мицубиси». Смонтировали их в самых посещаемых местах - матросской столовой и офицерской кают-компании. Естественно, была опаска, что климатическую технику заставят работать почти круглосуточно. Так оно и вышло. И что же? Кондиционеры до сих пор исправно «молотят» воздух, а благодарность моряков, можно сказать, не знает границ.
Вот и на сей раз орчане сумели предвосхитить большинство ожиданий. Среди первоочередных покупок, сделанных при непосредственном участии замполита «Орска» Александра Михайлова, не только ДВД-плеер, но и разнообразные катриджи, тонеры, расходные материалы... Само собой, не упустили из поля зрения и праздничную сервировку. Обеденные столы на корабле, все без исключения, в день Военно-Морского флота украсились фруктами, конфетами, лимонадом, пирожными и даже тортами.
Ряд наказов, само собой, оставили про запас. К примеру, помощник депутата Госдумы, полковник милиции в запасе Анатолий Асташкин, не понаслышке знающий нужды служивого люда, посулил новую духовку для камбуза, а глава Орска - холодильник. Делегация из Лисок должна снарядить “КамАЗ» с провизией и стройматериалами. Даже москвичи, припозднившиеся к общему столу, не удержались от соблазна «завалить» подшефных оргтехникой…
Конечно, согласен, что снабжать Военно-Морской флот столь дорогими вещами - удел вовсе не гражданский. В конце концов, не следует забывать о военном бюджете, который, к слову, год из года увеличивается. Любой скептик скажет, и небезосновательно, что ненормально, если наша глубинка, испытывающая, в принципе, серьезные финансовые затруднения, берется за несвойственную задачу – спасение военных кораблей, будь то на севере или юге России.
Но в том-то и закавыка, что черноморцам - тяжелее других. Приведу одну цифру. Малоизвестной Каспийской флотилии досталосьбюджетных ассигнований в 2,5 раза больше, чем всему Черноморскому флоту! Бюджет «закрыл» разве что расходы на топливо, вооружение и заработную плату. Остальное не гарантировано. И если бы не бескорыстная, многогранная и повседневная помощь ста с лишним российских городов и областей, то, без преувеличения, Черноморский флот был бы обречен.
К слову, Украина, инициировавшая в свое время черноморский «развод», запросив у России сначала весь, а потом - половину боевой мощи ЧФ, краха не миновала. Даже капитан первого ранга Мирослав Мамчак, известный тем, что еще в 1992 году со своим подразделением первым на флоте переприсягнул на верность Киеву, вынужден был признать, причем публично, что «на сегодня ВМФ Украины не имеют ни одного боеготовного корабля, не говоря уже о подводных лодках». А вот россияне удержались на плаву. Так, в 2002 году в состав сил постоянной готовности вернулся РКР «Москва». Годом позже капитально отремонтировали БПК «Керчь». Следом осуществили модернизацию сразу двух боевых кораблей - СКР «Пытливый» и «Сметливый». Ну, а Якутия, ассигновав два миллиона долларов США, требуемых для замены дорогостоящих аккумуляторов, сумела-таки отремонтировать подшефную подлодку «Алроса», на сегодня - единственную на Черном море. Наконец, флот - впервые за последние 10 лет - пополнился не имеющим на Западе аналогов ракетным кораблем на воздушной подушке «Самум» и новейшим минным тральщиком «Валентин Пикуль»…
Конечно, на этом не остановимся. Черноморцы твердо убеждены, что на сегодня только Россия и США способны строить боевые корабли всех классов, что предопределяется общим уровнем развития науки, проектных и судостроительных технологий, наличием производственной базы, высококвалифицированных кадров и, естественно, многолетним опытом. За примерами далеко ходить не надо. Так, форсируется строительство корветов, обещающих усилить, причем существенно, флот ближней морской зоны. Головной корвет проекта «Стерегущий» возводится на ОАО «Северная судоверфь». Его спустят на воду в этом году, а в следующем передадут в распоряжение моряков. Корвет – фактически первый корабль, задуманный, спроектированный и построенный в современной России. По мнению главкома ВМФ, адмирала флота В. Куроедова, России надо бы, по меньшей мере, 20 корветов. Поэтому, начиная с 2007 года, планируют вводить в строй по полтора-два судна ежегодно.
Следом кардинально обновятся корабли так называемой дальней морской зоны. Новейший фрегат построят лет через пять. Это сулит настоящий прорыв в военном кораблестроении. И неудивительно. Ведь использована технология «Стелс», модульная конструкция и вертикальные пусковые установки. Ну, а еще через два года на воду должны спустить эсминец. А там, глядишь подойдет черед авианосца. Он будет непременно ядерным, оснащенным высокоточным ударным ракетным и противолодочным оружием, средствами обороны и эффективными авиационными комплексами различного назначения.
Глубокой модернизации подвергнется и подводный флот. Подлодка ближайшего будущего, благодаря особо прочному и легкому корпусам, сможет погружаться на 600 метров. Принципиально новое расположение гребных винтов позволит на порядок снизить их шумность. Есть даже проект лодки-«невидимки», где вместо гребных винтов используется гидравлический двигатель. Это уже полная бесшумность…
Все это, понятно, в будущем. А пока… Пока командование ЧФ вовсю использует и 37-летние корабли, вроде «Орска», и сорокалетние, вроде БДК «Саратов», и даже 90-летние. Да-да, трудно поверить, но, тем не менее, факт, что до сих пор просторы Черного моря бороздит настоящий долгожитель, даже по мировым меркам. Речь - о спасательном судне «Коммуна». Его спустили на воду еще в царское время!
Разумеется, никто не предполагает, что “Орск” продержится так долго. Это, в общем-то, и не требуется. В идеале, если капитальный ремонт пройдет гладко, нашему кораблю обещают, от силы, лет пять-семь. Естественно, при условии, что шефская помощь, хоть и тонкой струйкой, продолжит течь в направлении Севастполя.
Ну, а куда деваться? Россия, потеряв во время недавнего “парада суверенитетов”, немало земель, исконно принадлежавших, тот же Крым, думается, навсегда утратила желание что-либо раздаривать, пусть и соседям, пусть и друзьям.
И потом. Не зря же говорится: “Свято место пусто не бывает”. Стоило нам освободить несколько севастопольских бухт, как их тут же презентовали иностранцам. Быть может, совпадение, но, согласитесь, символичное: стоило флагману украинского флота “Гетьману Сагайдачному” покинуть Графскую пристань, как тут же, буквально на наших глазах, престижное место заняла серая громада американского эсминца, окруженная толстой лентой оранжевых бакенов...
О том, как служится на “Орске” нашим землякам, - в ближайшем номере “ОХ”
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024