РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

На пороге журналистики

Меньше всего лето ощутили на себе, наверное, абитуриенты. Июнь – выпускные экзамены в школах, июль – вступительные в вузах, и вот уже август закончился, а расслабиться толком так и не получилось. Большинство ребят из школы «Репортер» испытало все это на себе. Из 25 юнкоров шестеро стали студентами факультетов журналистики различных вузов страны, начиная от Оренбурга и заканчивая Москвой. Кроме того, есть будущие историки, философы. И сегодня – им слово.Катя Мачнева: «Я УВИДЕЛА МНОГО НИЗОСТИ»
Катя Мачнева из тех, кого нельзя встречать по одежке. У нее обманчивая внешность тихой немногословной девушки, но уже через 15 минут беседы становится очевидно, что говорить Катя умеет, обладает аналитическим умом и, по-видимому, деловой хваткой. Наверняка, учеба на отделении связей с общественностью факультета журналистики Оренбургского госуниверситета пройдет для нее как по маслу.
– Моя мама была против того, чтобы я стала журналистом. Ей казалось, что эта профессия слишком опасна и, вообще, мне не подходит. Но для меня журналистика была романтикой. Такое отношение сформировала во мне С. Орлянская, мама подруги, работавшая на «Радио России». В 11-м классе я буквально «заболела» журналистикой. Судьба дала мне шанс: именно в этом году открылась школа «Репортер» при «Орской хронике», вдобавок я стала посещать курсы Гоцуляк. Наверное, руководители что-то во мне увидели, потому что стали усиленно готовить на журфак.
– В этом году в Оренбурге был бешеный конкурс.
– Да, 11 человек на место! И большое количество медалистов. К экзаменам я готовилась как к серьезной борьбе. Ведь приехали такие же «больные», как и я: не с улицы люди, а с ворохом аудио- и видеокассет со своими сюжетами. Как выяснилось позже, многие пришли сюда за популярностью.
– И как складывалась борьба?
– Если на специальности «журналистика» сочинение-эссе я написала без труда, то собеседование на связях с общественностью было просто ужасным! Вопросы касались учебных дисциплин: могли спросить что-нибудь по истории, литературе. Надо было быть готовой ко всему. Я очень нервничала, потому что была велика вероятность «пролететь». Этот этап отсеял многих.
– Что ты открыла для себя в журналистике во время внештатной практики?
– Выявилось больше негатива, чем доброго и светлого. Уже летом, перед решающим вступительным экзаменом, у меня своровали статью: я принесла ее в одну из редакций, там ее куда-то «замылили», а потом текст вышел под другой фамилией. Оказалось, что журналистика только кажется легкой и яркой профессией, на самом деле это кропотливый, порой неблагодарный труд.
– Окончив обучение, будешь работать в сфере PR?
– Честно говоря, еще толком не поняла, что мне ближе. Вообще, пока есть идея перевестись на отделение журналистики, но какой специализации отдать предпочтение – пока не знаю. Говорят, у меня есть способность и к печати, и к телевидению. Учеба покажет.

Максим Оридорога: «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО»
С Максимом мы встретились накануне его отъезда в Москву. До начала учебного года ему предстояло оформиться в общежитие, освоиться в крупном городе и незнакомом вузе – госуниверситете Высшая школа экономики, куда Максим поступил на отделение журналистики.
– Максим, почему ты выбрал именно этот университет?
– Документы я подавал в несколько вузов: РУДН, РГТУ (Российский государственный технологический университет) и ВШЭ. Проблема заключалась в том, что вступительные экзамены накладывались друг на друга. На творческий конкурс в РГТУ, например, у меня был всего час – надо было ехать на зачисление в ВШЭ, и, разумеется, анализ церемонии инаугурации президента я выполнил кое-как. Набрал 40 баллов. Зато в Высшую школу экономики поступил без больших проблем. По нескольким предметам сдавал ЕГЭ, баллы были эквивалентны «пятеркам», в вузе меня ждали творческий конкурс, английский язык и собеседование.
– Что представлял собой творческий конкурс?
– Для сочинения было дано более десятка тем, часть из них имела литературную направленность, например, что-то про образ Базарова, остальные – социально-политическую. Я решил писать про «оранжевую революцию» в Украине. Дело в том, что происходившее там мне известно не только по телевизионным репортажам, но и рассказам живущих в Украине родственников. Как известно, основной вопрос «революции»: произошло ли торжество демократии? Я ответил, что нет. В аргументировании опирался на основные принципы журналистики: достоверность, понятность, полнота. Конечно, системно изложить свои мысли на бумаге было не так-то просто, я закончил часа через три-четыре, когда было объявлено окончание экзамена. Сочинение оценили на 8 баллов по 10-балльной шкале, на собеседовании, где присутствовали преподаватели университета, члены Союза журналистов, добавили еще балл, и этого оказалось достаточно для зачисления.
– Практика и обучение при «ОХ» тебе пригодились?
– В «Репортере» я непосредственно познакомился с тем, что такое журналистика. До этого четкого представления у меня не было. Открыл для себя ряд сложностей: надо быть мобильным, постоянно находиться в движении и в курсе всех дел. Журналист должен уметь общаться с людьми, располагать их к себе, находить «изюминки». Что касается публикаций, то на экзаменах они не пригодились, но я хочу в любом случае показать их преподавателям.
– Когда у тебя впервые возникла идея пойти в журналистику?
– Не поверите – еще в детстве. Наверное, я родился лириком, хотя родители мои – «физики». Как и каждый ребенок, пытался сочинять стихи, рассказики. В воображаемой профессии меня привлекало, прежде всего, творчество, сам процесс написания.
– Каких этических правил, в первую очередь, должен придерживаться журналист?
– Журналист не имеет права доверяться сплетням, информация должна быть достоверной. Я очень негативно отношусь к «желтой» прессе.

Анна Вандыш: «РЕПОРТЕР» СТАЛ ЯРКОЙ ВСПЫШКОЙ»
Ане не повезло так крупно, как может не повезти только один раз в жизни. На экзаменах она набрала баллы для поступления на журфак Оренбургского госуниверситета, но опоздала с оригиналом школьного аттестата. И ее не включили в список зачисленных. Обидно до слез!
– Надеюсь, по этой причине ты не собираешься ставить на журналистике крест?
– Конечно, нет. Этот год я проведу в Орске, на истфаке ОГТИ, а в следующем снова буду поступать в ОГУ. Сидеть сложа руки не хочу, буду подрабатывать в газете. Надеюсь, на следующем творческом конкурсе мои публикации будут более профессиональными. Хотя и в этом году работы всех «репортеров» получили наивысшие баллы.
– Какие впечатления оставила учеба в школе юнкоров?
– Это была яркая вспышка! Столько эмоций и новых друзей! Конечно, не все складывалось гладко. Сложнее всего было вызвать у собеседников серьезное отношение к себе, многие воспринимали просто как девчонку. Всегда рады были нам, пожалуй, только ветераны Великой Отечественной войны, о которых мы готовили публикации в рубрике «Эшелон памяти». Порой информация доставалась нелегко. Однажды требовалось срочно дописать статью о самоубийцах, и в 30-градусный мороз мы с другом Мишей Широковым поехали к психиатру в Круторожино. Было настолько холодно, что в школе отменили занятия, но мы решили не терять времени. Автобусы не ходили, на остановках приходилось стоять не по одному часу, и Миша отморозил себе уши и нос. Сама беседа с врачом заняла минут 15, а «срочный» материал появился в газете только в июне.
– Хотя бы на практику в Орск будешь приезжать?
– Орск – это мой дом. Если буду учиться в Оренбурге, возможно, даже после защиты диплома вернусь обратно. Хотя мечты другие.

Виктория Серебрякова: «ВСЕ НАЧАЛОСЬ С РАССКАЗОВ О ЛЕНИНЕ»
Вике не терпится окунуться в студенческую жизнь. Как пройдет День первокурсника? Как писать лекции? Как не завалить сессию? Ответы на эти вопросы для нее сейчас загадка. По сравнению с первым учебным семестром все муки поступления в Уральский госуниверситет, расположенный в Екатеринбурге, кажутся теперь только репетицией.
– Как дались тебе вступительные экзамены?
– Конечно же, было нелегко. Я знала о грядущих трудностях, потому что уже пыталась поступить в прошлом году, и весь год усиленно готовилась. Копалась в учебниках по истории, повторяла правила русского языка. Мне повезло, что осенью открылась школа «Репортер» и появился опытный наставник в лице Татьяны Белозеровой. С ней было очень легко найти общий язык. Годом раньше я публиковала небольшие заметки в местной прессе, но самостоятельно очень сложно было найти тему, проанализировать и сопоставить факты. В голову приходили одни банальности. Без профессионального и жизненного опыта в журналистике сложно.
В УрГУ подала документы сразу на три факультета: журналистику, связи с общественностью и ММР (менеджмент, маркетинг и реклама). На факультет журналистики конкурс был 5 человек на место, в этих пределах он держится не первый год. Мне удалось поступить на дневное отделение. За творческий конкурс получила максимум – 10 баллов. Кстати, на факультете журналистики хорошо знают и помнят «Орскую хронику», ставшую взлетной полосой для многих выпускников. Декан Лозовский, узнав, откуда я приехала, так и сказал: «Наш человек!»
– Чем привлекла тебя эта профессия?
– В первую очередь, творческой стороной. С точными науками у меня всегда были проблемы, а вот писать нравилось. В детстве, помнится, сочинила рассказ о Ленине, взрослые тогда над моим талантом только посмеялись, но я мечте не изменила. Хотя, честно говоря, сейчас очень переживаю, как бы к концу пятого курса я вдруг не осознала, что пошла по неверному пути, что это не мое…
– Вероятность невелика, ведь ты уже испытала все «прелести» журналистики на себе.
– Думаю, что не все. Я открыла для себя, что очень многое в готовящемся материале зависит от собеседников, источников информации. Если человек рассказывает увлеченно, не скупится на подробности, писать о нем – одно удовольствие. В противном случае надо уметь находить в крупицах фактов что-то значимое, интригующее и подавать как изюминку с помощью языковых средств. У меня был такой случай, когда из полученной информации не удавалось вылепить что-то стоящее. Я чуть не впала в отчаяние, но Татьяна Александровна вернула к жизни: «Да тут на три страницы хватит!»
– Журналистская практика тебя изменила?
– Да, стало намного проще общаться с незнакомыми людьми. Эта раскованность помогла и на собеседовании в университете.
– Каковы планы на ближайшее будущее?
– Буду учиться, искать работу, чтобы не сидеть у мамы не шее. Специализацию, скорее всего, менять не буду, останусь «печатником», хотя, честно говоря, о телевидении пока просто мало знаю. Хотелось бы остаться в Екатеринбурге, там больше возможностей. Во время поступления встретила знакомую, которая окончила первый курс, она выглядела такой счастливой! Устроилась на практику в тамошнюю газету, строила далеко идущие планы… Мне бы очень хотелось и самой через год пребывать в точно таком же состоянии.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.