РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Где научат боженьку любить?

– Вы не подскажете, есть ли в Орске школы, в которых обучают Закону Божьему? – спросил уже немолодой, но приятный женский голос по телефону. – А почему вас интересует этот вопрос? – Мои дети не посещают церковь. А вот моего внука вопрос веры в Бога, как мне кажется, очень интересует. Я бы хотела, чтобы его познакомили с Библией, но не шарлатаны из сект, а учителя, к которым ребенок прислушается.– Вот так сразу ответить сложно, нужно связаться с Управлением образования. Но наверняка в городе должны быть школы, в которых изучению христианства уделяют особое внимание. Перезвоните завтра.
Увы, но звонившую женщину ждало разочарование.
– У нас школы светские, поэтому никаких уроков по основам православия мы не проводим, – ответила в телефонном разговоре заместитель начальника Управления образования по учебным вопросам Л. Горбатова. – Историю религий ребята изучают в курсе истории народов мира.
Так-так, любопытно. Но года два назад я сама лично слышала в новостях, что Министерство образования РФ собирается вводить уроки по истории православной религии в школах как обязательный предмет и даже деньги на эти цели планировали выделить. Стала поднимать подшивки старых газет, чтобы разобраться в проблеме: возможны ли, а главное, нужны ли основы православия как еще одна учебная дисциплина нашим школярам и как быть тем, кто желает изучать Закон Божий? На ум пришла история, рассказанная в «ОХ», об учительнице начальных классов, которая поставила в кабинете, где шли уроки, икону и встретила жесточайшее сопротивление со стороны директора и некоторых родителей, в то время как другие родители были только «за».
Оказывается, вопрос о том, необходимо ли вводить изучение истории православной веры в общеобразовательных школах, муссируется давно. И с недавних пор эта дискуссия превратилась в риторическую. Одни с пеной у рта доказывают, что без подобных уроков подрастающее поколение, веря в идеалы чудовищных героев компьютерных игр, в недалеком будущем превратится в бездушных и безнравственных монстров. Другие убеждены, что путь к вере каждый человек должен пройти самостоятельно и добровольно, а изучение истории православия – это не что иное, как пропаганда, способствующая упрочению позиций православной церкви и очень напоминающая пресловутую пионерию, о которой должен знать каждый.
Помнится, в начале 90-х, когда в постсоветской России не отстоял в церкви службу со свечкой только ленивый, уроки с названиями типа «История религий», «Основы православия», «Православие – основа русской культуры» нашли активное применение в школах. И нам, тогда ничего не понимавшим и беспрекословно верившим педагогам шестиклашкам, о том, что есть Бог и Библия, рассказывала уже немолодая комсомольского вида учительница в свитере под горло и узкой юбке по щиколотку. Было неинтересно. К истинному пониманию того, что такое вера, я пришла сама несколько позже. Но, может быть, толчком к этому послужили те самые «неинтересные» уроки?
На сегодня, по официальным данным, ни в одной из орских школ «религиозных» уроков нет. «И быть не может», – однозначно заявляют специалисты Управления образования.
Разумеется, представители орского духовенства занимают противоположную позицию.
– Сопротивление со стороны представителей официальных структур исходит в первую очередь от непонимания остроты проблемы, а также низкой личной религиозности, недостаточно развитой духовной культуры, – говорит настоятель Преображенской церкви, кандидат богословия, протоиерей Александр Куцов. – Ввести уроки православия в общеобразовательных школах крайне необходимо. Ведь православие для жителей нашей страны – это основа духовной жизни, исторического бытия нации. История русского государства неотделима от истории русской церкви. И в изучении этой области наметился большой пробел. Подростки, лишенные доступа к «чистому воздуху веры в Бога», безбожно пьют, употребляют наркотические вещества, пополняя армию малолетних преступников. Только обобщив усилия социальных структур, правоохранительных органов, педагогов и церковных деятелей, мы сможем победить это зло. Если дети будут знать, что пьянство и наркомания – это грех, то, может быть, лишний раз задумаются, прежде чем упасть в геенну огненную страшного греха.
Увы, но утверждение, что, познакомившись с Библией, молодежь откажется от пива и наркотиков, спорно. Слишком долго и дети, и их родители находились в условиях жесточайшего духовного голодания. Возможно, кого-то из ребят это и может остановить от опрометчивого шага.
Еще одним мощным булыжником в ряды сторонников изучения православия в школе является многонациональность Орска. Нередко из 30 человек в классе лишь половина христиане.
– Для приверженцев других религий история православной веры будет интересна как исторический факт, – продолжает отец Александр. – Ведь культурный человек должен знать обо всем. Ни в коем случае нельзя настаивать на участии мусульман в уроках. Только добровольно. В целом же моя позиция в этом вопросе жесткая. Мы живем в православном государстве. Тем не менее к взглядам религиозных меньшинств относимся с большим уважением. Но в вопросе внедрения их в основу религиозного воспитания детей палку перегибать не нужно. В рамках религиоведения нужно давать общие представления о других религиозных конфессиях, основной акцент все-таки делая на православии. При этом 50 процентов отдавая на формирование исторических представлений о религии и 50 – на формирование религиозного фундамента в душе ребенка.
Во многих областях Российской Федерации, в частности в Москве, о христианской вере ученикам с согласия родителей рассказывают на специальных факультативах. В Оренбургской области опыт преподавания основ православия в средней школе наработан весьма скудный. Зато в Оренбуржье действуют три православные гимназии в Оренбурге, Саракташе и Орске, где преподавание Закона Божьего, религиозной этики и культуры развито чрезвычайно хорошо. Но вместить всех желающих данные учебные заведения не в состоянии.
Еще одна проблема, с которой могут столкнуться орские школы, пожелавшие начать обучение детей вере, – педагогические кадры. Нынешние учителя просто не смогут преподать должным образом историю религии, а выпускников семинарий, богословских институтов явно недостаточно. Выход есть: организация специальных семинаров на базе одной из орских церквей.
– В течение года мы могли бы готовить учителей, желающих преподавать основы православия, читать им соответствующие лекции, – говорит отец Александр. – После получения сертификата педагоги могли бы начать преподавание в общеобразовательных школах при активной поддержке представителей орского духовенства.
Итак, вроде бы основы религиозного воспитания как отдельный предмет в современной школе необходим и, наверное, будет востребован. Но на реальное воплощение этой идеи в жизнь потребуются солидные средства, поддержка Управления образования и энтузиасты, готовые взяться за это дело исключительно из благородных побуждений.
Есть и еще один путь к тому, чтобы современная молодежь все-таки получала духовную подпитку, способную противостоять жестоким законам нынешней жизни – воскресные школы, работающие при каждом храме и ждущие прихожан вместе с детьми. Быть может, хотя бы таким образом истосковавшиеся души людей, живущих в техногенном мире, обретут уют и прочную основу для дальнейшего бытия.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.