Новое поколение делает выбор не в пользу книг?
- Общество
- 13-10-2005
Бытует мнение: современные дети читают
мало и совсем не то, что нужно. Взрослые
все чаще задают вопросы: «Почему так происходит? Каково отношение подростков к чтению и библиотеке в целом? Что ждет завтра тех, кто пренебрегает книгами сегодня? Хорошо это или плохо?» Ответы на вопросы пытался найти корреспондент «ОХ», для чего отправился в среднюю школу поработать учителем литературы и русского языка. Будильник звенит в шесть тридцать утра. Не хочется вылезать из-под теплого одеяла. Как несколько лет назад, притворяюсь спящей в ожидании маминых слов: «Доченька, вставай. В школу пора!» Но через некоторое время наваждение спадает – в бок меня никто не толкнет. Начинаю быстренько собираться: не к лицу опаздывать.
Приближаясь к школе, обращаю внимание на двух девочек, которые бурно обсуждают домашнее задание. Слышу, что речь идет о Льве Толстом. Одна у другой интересуется, был ли он свидетелем события, описываемого в произведении, или же все придумал.
– Писатели пишут то, что видели сами, – авторитетно заявляет девчушка подруге.
В детстве мне тоже казалось, что все, о чем пишут в книгах, правда, в том числе и в сказках.
Трехэтажное здание школы в эту раннюю пору уже светится всеми окнами. Видно, как ученики снимают стулья с парт, достают учебники, ручки и тетради. Подготовка к первому уроку движется полным ходом. Испытывая волнение, толкаю входную дверь. Меня встречают гомон и гул детских голосов, присущие каждому учебному заведению.
Мимо проносятся два кричащих и визжащих озорника. После строгого окрика дежурного учителя они становятся послушными учениками и, отряхивая свои строгие костюмчики, направляются в класс. Впоследствии я неоднократно наблюдала чудесную картину превращения примерных мальчиков в шалунов и обратно.
Учительская. Просторное помещение наполнено женскими голосами. Преподаватели готовятся к началу уроков. Ищу заведующую учебной частью.
– Проходите, располагайтесь, – приглашает в кабинет Светлана Витальевна.
Сюда же приходит Ольга Владимировна – учительница литературы и русского языка, которую я должна заменить. Обсуждаем ситуацию, намечаем план действий.
Звенит звонок. С некоторой тревогой прохожу за педагогом в шестой «Б» класс. Ученики наблюдают за мной с интересом. В глазах ребят то и дело проскакивают озорные чертики. Мне жаль их гасить, поэтому не стала спрашивать домашнее задание и объяснять новую тему, а предложила провести урок в игровой форме. Ребята должны разделиться на две группы. Одну составляют те, кто предпочитает компьютерные игры, просмотр видеофильмов или телевизионных программ. В другую входят те, кто в свободное время читает книги. Количество человек в той и другой команде оказывается примерно равным. Почти все мальчики идут в первую группу. Поначалу дети ведут себя скованно. Оно и понятно – новый человек. Но постепенно осваиваются и становятся более открытыми для общения. Ученикам нужно объяснить выбор и привести аргументы в свою пользу.
– По телевизору не всегда показывают плохое. Есть и поучительные передачи, – отстаивает позицию Юля.
– Без книг мы не научились бы читать, не знали букв, – не сдается Катерина.
Предлагаю выйти в середину тем, кто иногда совмещает чтение по собственному желанию с другими развлекательными занятиями и прогулками на свежем воздухе. В стороне остаются единицы, которые читают только обязательную программную литературу. Все остальные обращаются к книгам, если они интересны. Вообще, интерес – главный критерий при выборе: книга, игра или фильм. Многие отвечают, что не ходят в библиотеки, потому что нужную литературу находят дома или берут у друзей. Ребята, у которых есть возможность пользоваться компьютером, больше занимаются им, чем чтением. Некоторым хочется, чтобы было больше словарей и исторической литературы в библиотеках, чтобы книжные фонды обновлялись чаще.
– Нам нравятся приключения, фантастика, детские детективы, – выражает позицию большинства Оксана.
Предлагаю пофантазировать и представить, что будет, если книги исчезнут.
Ребятишки начинают одновременно говорить, перебивая друг друга, размахивать руками. Мнения в очередной раз делятся поровну. Одни твердят о нужности книг, другие – о бесполезности.
– Все можно будет найти в Интернете, – уверяет Кирилл.
– Книгу все равно ничем не заменить, – возражает Инна.
Время бежит незаметно, пора закругляться. Подводим общие итоги. Книга будет востребована до тех пор, пока она интересна детям. Но они подвержены влиянию взрослых. Поэтому на родителях, воспитателях, учителях лежит ответственность за формирование интересов и пристрастий ребенка.
Компьютерами, видеомагнитофонами пользуются чаще всего те, у кого они есть. Мальчишки частенько заглядывают в игровые салоны. Девочки больше помогают мамам в домашнем хозяйстве. Если время остается, читают книги. Телевидение, кроме бесконечных сериалов, боевиков, непонятных мультиков, предлагает к просмотру познавательные и культурные программы. Классическая литература, несомненно, нужна, но, конкретно для чего, дети сказать затрудняются.
Этого следовало ожидать. После урока иду к заведующей школьной библиотекой, уж она-то наверняка знает.
– Отношение к книге закладывается с самого раннего возраста, – как бы в подтверждение моих мыслей говорит Лариса Яковлевна.
Кто читал с детства, у кого родители не пренебрегают этим, тот будет читать до самой старости. А кто видел только квадрат монитора или телеэкрана, тот никогда не узнает, какие прекрасные чувства испытывает человек, берущий в руки книгу. Для непосвященных – пустая трата времени, для ценителей – эстетическое наслаждение. Взрослые должны научить детей пользоваться книгами, правильно выбирать. Малышей может привлечь красочная обложка, а содержание – отбить охоту к чтению в целом.
Прихожу домой в приподнятом настроении. Сегодня не буду включать компьютер, а по телевизору посмотрю только новости. Все остальное свободное время потрачу на прочтение любимой книги – исторического приключения.
Мир современных
информационных технологий – мир больших возможностей. Есть ли в нем место книге,
решать каждому для себя лично, и не нужно навязывать свое мнение окружающим.
Н. ДЖУРАЕВА.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024