РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Поборы в школе: у педагогов своя правда

В последнее время, если речь заходит о системе образования, все говорят о поборах в школах. Как известно, деньги в учебных заведениях собираются на все: охрану, ремонт, занавески... Понятно возмущение родителей, которые выкладывают немалые суммы за «бесплатное» образование. Однако, по мнению учителей, это проблема не школ и учеников, а всей образовательной системы. Из-за недостатка финансирования педагоги вынуждены идти на крайние меры. В редакцию «ОХ» обратилась директор школы № 56 Л. Менделуцева, которая считает, что претензии к учителям ничем не обоснованы. Сегодня она делится своим мнением.РУГАЮТ, А ДЕНЕГ НЕ ДАЮТ
Когда читаешь публикации о деньгах, собираемых в школах, возникают разные мысли и ощущения. Родители учеников лихорадочно начинают пересматривать бюджет семьи и думать, где взять денег. Учителя нервничают – опять собирать, упрашивать, посылать за родителями, подвергаться унижениям и порой оскорблениям. Однако о чувствах директора никто не спрашивает. Вглядитесь в директоров школ – почти одни женщины. На хрупкие плечи этих людей взвалена непомерная ноша.
И вот свободная, гордая, полная сил и желания превратить сарай во дворец директриса думает, как же мечту сделать былью голыми руками, без моральной и материальной поддержки. Становится ходоком по инстанциям, разным организациям, улыбаясь и кланяясь каждому, начиная с главы города, заканчивая слесарем и сантехником. Кто-то входит в положение, кто-то поддается обаянию, настойчивости, кто-то верит в искренность просящего. Есть и такие, кто обещает много, даже называет дату, когда можно ждать помощи, но, увы… Другие открыто смеются и опускаются до оскорблений, мол, сколько же можно давать денег, делайте что-нибудь сами.
Вот и приходится экономить: учителя вместе с техничками встают на козлы, затирают потолки и стены, красят, моют, восстанавливают все то, что так «берегут» учащиеся. Кто из директоров школ может похвастаться, что отдохнул все положенные 56 дней отпуска? Думаете, можно обогатиться, собирая деньги на ремонт? У нас что, есть коттеджи, машины, мы можем позволить себе путешествовать в любую точку земного шара? Нынче профессия учителя не в моде: нет ни уважения, ни почтения. Любой вправе учить преподавателя, как ему работать.
После колледжа молодой специалист, работая по 7 разряду, получает за ставку 1472 рубля, причем это после сентябрьской прибавки. Так, ставка молодого специалиста с высшим образованием со стажем до 5 лет составляет 1776 рублей, от 5 до 10 лет – 1952 рубля, от 10 до 20 лет – 2144 рубля, свыше 30 лет – 2312 рублей, по 1 категории – 2496 рублей, по высшей – 2688 рублей. У директора школы – 2896 рублей. Так оценивает государство наш труд. В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, местные власти находят деньги и вводят хорошую доплату. Учителя этих городов за 1 ставку получают 10–15 тысяч рублей, директор – свыше 25 тысяч. Нашим же учителям приходится брать нагрузку в 36 часов (2 ставки), чтобы получить 5–6 тысяч рублей. Это 6 уроков в день плюс дома нужно проверить тетради, подготовиться к уроку, прочесть массу дополнительной литературы и при этом быть в гуще общественных событий, а, помимо этого, еще и достойно выглядеть.
А сколько учителя выполняют общественной работы, да еще и бесплатно! Так, например, когда-то кем-то было определено учителям два раза в год по микрорайону переписывать всех детей от рождения до 18 лет, так называемый «всеобуч». И даже теперь, когда все ценят свой труд и хотят за него получать достойное вознаграждение, учителя по-прежнему безропотно выполняют свои обязанности бесплатно. А нас все ругают и ругают… До каких пор будут склонять образование? Есть такая поговорка: «Давай не тому, кто кричит, а тому, кто молчит». Стиснув зубы и соглашаясь со всеми беспределами, тянет лямку трудностей наше учительство. Педагоги не только умудряются как-то существовать, но и выпускают медалистов.
СКОЛЬКО СТОИТ РЕМОНТ?
Но давайте вернемся к проблемам директоров школ. Итак, что мы должны обеспечивать?
Пожарные требуют провести автоматическую систему оповещения по всему зданию школы (стоимость оборудования лишь для актового зала составляет 200 тысяч рублей), рукава с гайками и стволами (1500–2000 рублей за штуку), огнетушители (900 рублей за один). Кроме того, нужны пропитка, распашные решетки – всего не перечесть…
Теплосети требуют свое: своевременно чистить камеры, менять вентили и трубы, провести опрессовку здания – готовимся к зиме. Директору – педагогу по образованию – нужно все это знать и уметь.
Так как на территории школы находятся 16 колодцев, водоканал считает, что мы их должны обслуживать: два раза в год чистить (5–7 тысяч рублей), укреплять, искать украденные и сданные в металлолом чугунные крышки.
Требования Роспотребнадзора – из области фантастики. Не нравится унитаз в медкабинете – штраф. Табуретки в кабинете домоводства (30 лет простояли и неплохо сохранились) – срочно заменить на стулья со спинками. В кабинете информатики – кресло каждому ребенку, и чтобы можно было регулировать под рост. При проходимости в 300 человек регулировать постоянно просто невозможно. Вытяжной шкаф в химкабинете не работает с открытия школы, уже 40 лет. Но сегодня он должен вмиг заработать, хотя на крыше не предусмотрено даже отверстия. Требуется срочно переделать технический паспорт, это каждой школе обходится в 8–18 тысяч рублей. И в юстиции тоже нужно будет платить.
А ремонты внутри здания… Не хватит слов, чтобы все перечислить. Здания школ старые – все сыплется, разрушается. Утечку воды не могли обнаружить всю зиму и весну. Куда только не писали, к кому только не обращались, кого только не просили! И все в один голос – ищите сами. В конечном итоге рабочий по школе, технички во главе с заместителем директора по хозчасти и директором школы кувалдой и ломом вскрывали бетонный пол почти вслепую, наугад. Ведь все тогда стращали штрафами за нашу «бездеятельность».
КТО ЖЕ ПОМОЖЕТ?
Только равнодушные люди могут говорить о добровольных поборах. Нужно сначала побыть недельку в школе, понаблюдать, пожить ее проблемами, покрутиться вместе с директором, тогда не будет слова «поборы», а будет слово «помощь». Родительская помощь. Ведь то, что государство выделило школе на сегодняшний день, дыр не латает. Есть приказ установить «тревожную» кнопку, усиленную охрану. Но об оплате – ни слова. Опять говорят – изыскивайте. И мы ищем. Хочется сказать слова благодарности тем родителям, которые приходят в школу с желанием помочь, которые живут ее бедами и проблемами, не оставляют женщин-директоров один на один с трудностями и протягивают руку помощи.
Необходимо хотя бы сохранить то, что уже сделано. На каждой линейке я обращаюсь к ребятам: берегите, не ломайте, не разрушайте, не уничтожайте. Это же варварство, вредительство: бьют стекла, забивают унитазы коробками, банками, палками, протыкают пластмассовые бачки, раскручивают стулья и парты. И одному рабочему всего этого не исправить. Привлекаем родителей, ищем виновников, заставляем восстанавливать.
С нас всегда есть спрос, но далеко не всегда нам помогают. Да, образование бесплатное, а вот восстанавливать, реанимировать разрушенное все же приходится. Где же взять денег? За последние годы по президентской программе сделано многое, но сколько еще предстоит сделать! Парты нуждаются в замене почти во всех классах, нужны новые доски, однако львиная доля расходов приходится на ремонтные работы, благоустройство школы и ее территории.
Недавняя история с теплокамерой при подготовке к отопительному сезону унесла много здоровья и сил. Сколько приходилось спорить об обязанностях директора школы и работника теплосетей. За что Управление образования платит тепловым сетям, если вводы мы обслуживаем сами? Мне кажется, наша обязанность – следить и своевременно сообщать о поломке, а не ремонтировать самим, спорить, кто кого затапливает. Моему возмущению не было предела, когда задвижки теплосетей не держали напора, затапливали «нашу» теплокамеру, нам приходилось откачивать воду. Нас же еще и обвинили в том, что мы затопили всю теплосеть по улице Ленинского комсомола. Просто кому-то очень выгодно сваливать все беды на женщину. Она, мол, не разбирается, пусть разгребает, авось ее руками получится и у нас.
Выходит, что школа должна все делать сама. А на какие деньги? Мы не коммерческая структура, да и школа-то не моя личная, чтобы всякий раз вкладывать сюда свою зарплату. Чиновники говорят – думайте, ищите…
Мы, наверное, «ошибаемся», думая, что директор и учителя должны заниматься образованием детей, а не выполнять работу за разные структуры. Пора бы пирожникам печь пироги, а сапожникам – тачать сапоги. Ведь так?..
Позиции родителей и
учителей во многом не совпадают. В этом вопросе у каждого своя правда.
Проблемы с финансированием системы образования сейчас существуют по всей стране, во всех школах.
Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в газетах, сюжеты по телевидению. Однако искать виноватых – не выход. Пока к учебным заведениям и педагогам будут относиться несерьезно,
эта проблема не исчезнет.
Правда здесь, наверное, все-таки одна: ни у кого нет денег. И решения этого
вопроса пока нет.
Поэтому платить родителям все же придется.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.