Школ становится меньше. Что дальше?
- Общество
- 28-10-2005
Ни для кого не секрет, что на протяжении последних нескольких лет из-за катастрофической ситуации, связанной с рождаемостью, многие школы России столкнулись с проблемой дефицита учащихся. Ненаполняемость классов породила разговоры о скором закрытии образовательных учреждений и увеличении числа безработных учителей. С 1 сентября в Орске прекратили свое существование школы № 19 и 45. Однако назревший кризис орчане стараются преодолеть с наименьшими потерями.Для этого педагоги и специалисты Управления образования обратились к опыту Саратовской области, где в качестве основного способа решения проблемы численности учеников было избрано слияние двух школ в одну. Вот и у нас с нового учебного года школа № 45 слилась со шк. № 88, а школа № 19 со шк. № 31. Примечательно, что и школа № 19, и школа № 45 давали неполное основное девятилетнее образование, тем самым обозначилась еще одна любопытная тенденция – в современной образовательной системе девятилеткам места не остается.
Решение об объединении школ № 19 и 31 было принято еще в апреле. К такому шагу Управление образования подтолкнуло не только снижение рождаемости, постоянный отток учащихся из школы за счет перехода ребят в одиннадцатилетки, но и экономическая выгода. Потерять здание школы № 19, построенное 60 лет назад и предназначавшееся именно для детей, было бы непростительно. Кроме того, процесс объединения позволил выйти системе образования Орска на совершенно новый уровень: дифференцировать процесс обучения учащихся начальной школы и учеников среднего и старшего звеньев. Отныне в полном распоряжении у младшеклассников находится здание бывшей школы № 19, в котором учатся ребята с 1 по 4 классы.
– У нас появилась возможность создать малышам особый мир детства, в котором они чувствуют себя комфортно, – говорит директор школы № 31 Н. Антипова. – То, что учащиеся начальных классов занимаются отдельно, позволяет нам отследить и облегчить психологический момент адаптации детей к новому для них школьному режиму. С этой целью педагогами школы были разработаны особая воспитательная и детская общественная программы, позволяющие ребятам быстрее наладить межличностные отношения, втянуться в учебу. С октября по просьбе родителей на платной основе в начальной школе заработают группы продленного дня, в которых дети под присмотром учителей будут отдыхать, гулять, делать уроки, заниматься с педагогами дополнительного образования из центра детского творчества «Радость».
Подобная система обучения была принята за основу и в объединившихся школах № 45 и 88. Что ж, педагогическая перспектива и удобство подобного дифференцированного по возрасту подхода к обучению как для учащихся, так и родителей очевидны. Но как быть с той частью учителей, которые в результате объединения лишились работы? В бывшей школе № 19 таковых оказалось пятеро.
– Мы вынуждены приспосабливаться к тем условиям, которые диктует нам жизнь, – комментирует Антипова. – Сегодня от педагогов школ, в первую очередь, родители и ученики ждут качества преподаваемых знаний. В объединенную систему перешли учителя, обладающие высокими педагогическими знаниями, в совершенстве владеющие методикой преподавания предмета. Сразу скажу, что основная часть педагогов школы № 19, имеющих высшую, первую, вторую квалификационные категории, сохранила рабочие места. Сокращению подверглись педагоги-совместители и несколько учителей, которым не хватило учебных часов. Мощный костяк педагогов из школы № 19, работавших в 5–9 классах, перешел к нам со своими же классами. Тем самым мы смогли сохранить учителям и классное руководство, и учебную нагрузку, а, следовательно, они не потеряли в зарплате.
Не выходя за рамки заложенных в бюджет школы ассигнований, удалось сохранить и ставки технических работников.
В целом слияние школ № 19 и 31 прошло безболезненно. Возможно, во многом благодаря грамотному руководству директора школы Антиповой, отдавшей педагогической деятельности 19 лет, из которых 7 она проработала завучем и 9 – директором. Когда Наталье Валентиновне объявили о предстоящем объединении, она прекрасно отдавала себе отчет в том, что ей предстоит взвалить на плечи не только заботу о содержании двух зданий, одному из которых 45, а другому 60 лет, но и суметь выстроить отношения с пополнившими коллектив учителями, новыми учениками и их родителями. Помогли многолетняя закалка руководителя, знания, сильный характер и способность учиться. Не случайно именно Антипова стала победителем прошедшего в этом году областного конкурса среди учителей «Лидер образования-2005», на котором Наталья Валентиновна защищала авторский проект «Формирование корпоративного имиджа современной школы». В ее понимании имидж образовательного учреждения складывается из многих факторов, но фундамент составляют уют, эстетика здания, где ребята получают качественные знания. Нужно отдать должное и профессионализму бывшего директора школы № 19 Л. Кургановой, которая не только с пониманием отнеслась к необходимости объединения школ, но и лично занялась подготовкой к приемке здания в начале учебного года.
Несмотря на то, что с начала 2000 г. в Орске наметился рост рождаемости, а учителя с надеждой ждут момента достижения подрастающими малышами школьного возраста, по мнению Антиповой, слияние четырех школ – это лишь первая ласточка глобальных перемен в системе образования, диктуемых сложившимися обстоятельствами. Солидарен с ней и начальник Управления образования А. Пожар, который сказал нам в телефонном разговоре следующее:
– Пока окончательные выводы о результатах подобного слияния делать рано. Тем не менее уже сейчас можно утверждать, что идея объединения «нерентабельной» школы с более сильной имеет большой потенциал и широкие перспективы. Да и у родителей новая практика обучения ребят начальных классов отдельно от старшеклассников нашла поддержку.
Остается надеяться, что педагогический опыт орских учителей вкупе с поддержкой чиновников станут залогом действительно конструктивных и своевременных перемен в системе образования, ведущих к повышению качества знаний учащихся и профессиональной уверенности педагогов.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024