РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Конец поголовному обману

Мы уже сообщали о том, что Оренбуржье в текущем учебном году будет участвовать в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). В связи с этим в Орске состоялась встреча начальника управления образования Оренбургской области И. Калины с учительством восточного региона. Наш корреспондент побывал на этой встрече, чтобы сообщить читателям новости образования, которые касаются почти каждой орской семьи.

В ЧЕМ СУТЬ ЕГЭ?

Актовый зал Дворца пионеров был переполнен – так велик интерес педагогов к этой животрепещущей теме. На встречу собрались учителя школ и вузов. Блестящий оратор с профессорским складом ума покорил аудиторию. Ни разу не заглянув в бумажку, Исаак Иосифович более двух часов беседовал с коллегами. В каждой его фразе чувствовались глубина знания вопроса и высокая заинтересованность в том, чтобы слушатели поняли важность нововведения и не испугались предстоящих перемен.
А причин для волнения много. Шутка ли, можно сказать, что ЕГЭ переворачивает весь уклад жизни средней и высшей школы и родительского сообщества в том числе. И людей можно понять, поскольку зачастую бездумно насаждаемое новое не только добавляет сложностей и трудностей, но и вредит общей цели.
Итак, в чем суть ЕГЭ? Конечно, учительство имеет о нем некоторое представление: в профессиональных газетах и журналах много пишется на эту тему. А для многих читателей и особенно учеников – это открытие. Единый государственный экзамен есть новая форма итоговой аттестации выпускников школ, которая является одновременно и экзаменационной системой испытания для поступающих в любой вуз страны, если этот вуз также участвует в эксперименте. А главная особенность новой формы в том, что экзаменует выпускников независимая комиссия, состоящая из представителей школ и вузов, управления образования, городской или районной администрации. Это, во-первых. А во-вторых, технология проверки и оценки знаний учащихся обеспечивает полную объективность.
ЛИПОВЫЕ МЕДАЛИСТЫ И ДУТЫЕ ХОРОШИСТЫ

С чем связан переход на новую систему? Причин много. Одна из них – завышение оценок на выпускных экзаменах. Начальник управления неоднократно присутствовал при аттестации выпускников и, хотя в разных школах однообразной картины не наблюдалось, но определенные тенденции есть почти повсеместно. Одна из них – постоянная необходимость учителей помогать своим воспитанникам во время экзаменов, хотя дети должны выполнять все работы самостоятельно. Итог получился грустным для И. Калины, печальным для детей и огорчительным для учителей и администрации проверяемых школ. Ибо на экзаменах, проведенных в присутствии высокого начальства, оценки оказывались на полтора балла ниже итоговых – годовых. Хотя, не будь контролирующих, работы выпускников оценили бы, вероятно, значительно выше. Таких примеров много, достаточно вспомнить историю с золотыми медалями в Орске. В 1999 году орчане надеялись собрать невиданный «урожай» – порядка 80 медалей. Но в результате контроля представителей главного управления образования эта цифра была снижена в три раза.
А что же ученики? Они охотно применяют «правила игры», которыми пользуются взрослые. Списывание давно вошло в норму. Взять хотя бы экзамен по литературе. Миссия этого предмета состоит в том, чтобы сформировать в человеке лучшие качества, одно из которых – честность. Но всеобщий обман, на который учитель закрывает глаза, развращает школу, а значит, и общество. Так что, когда мы говорим: ах, какое общество, хорошо бы вспомнить школьное сочинение. Не там ли лежат истоки того, что нам так не нравится в обществе? Поэтому управление образования направило письмо в министерство с просьбой снять сочинение как обязательный экзамен и заменить его обязательным по русскому языку. Но, конечно же, сочинение предполагается оставить как экзамен по выбору для тех, кто любит этот предмет, в качестве углубленного экзамена.
Исаак Иосифович отметил и еще одну сторону поголовного обмана, где активное участие принимают родители. Это блат и взятки работникам вузов. Сегодня это явление процветает, и его надо искоренять.
СПРАВЕДЛИВО ЛИ «РЕЖУТ» АБИТУРИЕНТОВ?

Пытаясь все-таки защитить честь школьной системы обучения, сотрудники управления образования решили в свое время поучаствовать в работе приемных комиссий вузов и добились включения в их состав. И. Калина, например, выбрал медакадемию. Уж там-то наших замечательных выпускников школ «режут» более всего. Но заслуженно ли? Очень хотелось выявить факты в защиту высокого качества подготовки школьников. К сожалению, и начальнику управления, и его коллегам пришлось прекратить эту затею. С каким огорчением они вынуждены были наблюдать, как подчас даже золотые медалисты не могли ответить на элементарные вопросы. Хотя порой впечатляли блестящие ответы некоторых школьных хорошистов. Но это – редкость.
Кстати, итоговая оценка знаний выпускников очень разнится в регионах страны. И это тоже ненормально. Вряд ли можно всерьез утверждать, что в Адыгее учат в два раза лучше, чем, допустим, в Москве. А ведь там медалистов от числа выпускников – 12 процентов, в столице России – только 2. Цифры эти, конечно же, свидетельствуют о сомнительном качестве проведения экзаменов.
Все это заставило искать как новые формы итоговой аттестации выпускников школ, так и иной подход к приему в вузы.
В прошлом году ведущие вузы нашей области – Оренбургский госуниверситет и Оренбургский педагогический университет – уже имели результаты централизованного тестирования, которое проводилось на базе областного института повышения квалификации работников образования. Правда, нашлось немного выпускников школ, пожелавших поучаствовать в тестировании. В итоге только четверть из них получила результат, равный их оценке в школьном аттестате. Работа остальных, к сожалению, была оценена ниже.
КАКИМ БУДЕТ ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН

Министерство просвещения РФ еще в минувшем учебном году предлагало включить нашу область в эксперимент по ЕГЭ. Но управление образования совершенно не устраивала позиция министерства о тотальности этого новшества. Требовалось, чтобы в эксперименте участвовали все школы, выпускники, все вузы, и никакой другой формы уже быть не могло. К тому же, долгое время не было ясности ни по содержанию контрольно-измерительных материалов (КИМ), ни по технологиям проведения самого ЕГЭ.
Поэтому Оренбуржье отказалось от предложения. Рискнули только 5 регионов страны: Чувашская республика, Якутия, Мари-Эл, Самарская и Ростовская области. Однако когда приблизились экзамены, министерские мужи вынуждены были снять свой лозунг о тотальности. Они поняли, что нельзя делать эксперимент всеобщим и обязательным, и он получился локальным. В Якутии и Чувашии, например, только математику выпускники сдавали в рамках ЕГЭ. Кстати, КИМы, которые предлагались по математике, намного расширяли возможности ученика получить хорошую оценку, чем привычные жесткие задания на выпускных экзаменах в обычном режиме. Остальные регионы проводили ЕГЭ очень выборочно, ибо, как выяснилось, даже сама организация экзаменов, как любой новый процесс, очень сложное дело и требует большой осторожности.
Познакомившись с опытом первопроходцев, главное управление нашей области и Оренбургский совет ректоров вузов после широкого обсуждения пришли к единому выводу: в текущем году надо вступать в федеральный эксперимент. Дали свое согласие четыре областных вуза: госуниверситет, педуниверситет, аграрный университет и институт менеджмента. Эта четверка обеспечивает 90 процентов всего объема школьников, поступающих в вузы Оренбуржья, так что их участия вполне достаточно для чистоты эксперимента.
12 октября состоялась коллегия Министерства образования РФ, которая из всех поданных заявок (а их было более 30) отобрала 15 регионов. Мы вошли в это число. Сегодня совершенно иная ситуация, нежели в прошлом году. Снят принцип тотальности. Наоборот, оренбуржцев убеждают, что надо сузить рамки эксперимента, не следует загонять себя в невыполнимые объемы. Важно отработать организационную и техническую часть, внедрить в сознание учеников и родителей саму идею ЕГЭ. Поэтому на нынешнем этапе в нашей области и не предусматривается, что ЕГЭ будет единой формой проведения экзаменов. Имеет смысл делать ее всеобщей только по математике, так как этот предмет обязателен для всех выпускников и многим нужен для поступления в вуз. Остальные экзамены – по выбору. Вероятно, не будет экзаменов в рамках ЕГЭ по иностранному языку и другим предметам, которые плохо стандартизируются. Таким, как литература, обществоведение и другие дисциплины, где однозначный ответ на вопрос признать очень трудно. Другое дело – математика, физика, химия, русский язык. Такие предметы могут быть безболезненно для кого-либо проведены в режиме ЕГЭ, и дети получат возможность без переэкзаменовки поступить в вузы.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.