РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Они слышат только тишину

Ученики этой школы, как и все современные дети, любят пошуметь: побегать, покричать, поиграть, поссориться. Но слышат они только тишину. Так почему же в каждом кабинете стоит пианино и ребята разучивают песни? Они знакомятся с музыкой только по вибрации, прикоснувшись к инструменту. Здесь разговаривают на своём языке и понимают друг друга при помощи взгляда и жеста. В тихий час малыши не проснутся от шума: их будят заботливым прикосновением.В этом году специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 68 отметила юбилей – 10 лет, а дошкольным группам уже почти 30. Дети здесь со всего восточного Оренбуржья.
Педагоги делают всё возможное, чтобы детям было легче адаптироваться в обществе слышащих, выйти из своего мира. Ребят учат быть внимательными к каждому движению губ. Говорящий не скроет от них ни слова.
Безусловно, школа работает не по традиционной методике. Действуют коррекционно-развивающие программы. Классы маленькие: от четырёх до восьми человек. Главное для педагога – побудить ребёнка заговорить, вызвать его голос. Дефектологи работают над развитием речи, звуковым и слухо-зрительным восприятием. Дети учатся слушать скрип двери, шум в коридоре, бульканье воды. При помощи видеомонитора ребёнок видит свою речь: пароход выпускает пар, а учащийся произносит звук. Недавно в интернате появилась новая аппаратура коллективного пользования «Эхо». Её привезли из Екатеринбурга. Используется и ритмическая гимнастика, и фонетическая ритмика. Со второго года обучения вводится дактильная азбука: буква обозначается ручным жестом. Жестовой речи обучает детей уникальный преподаватель Ю. Тямаева: не слышащая с детства, она знает всё о своих воспитанниках.
Все вещи в школе-интернате подписаны: стол, стул, кукла, кровать. Сначала слово воспринимается глобально, постепенно ученик читает его сам. Усваивается словарь через все виды деятельности. Учили названия посуды – лепили чашки и ложки, рисовали их, пели о них, играли с ними. Все действия ребёнка: сбор на прогулку, приём пищи, отход ко сну – следует последовательно написать на плакатах. Эти требования должны соблюдаться и дома. Но, к сожалению, после выходных и каникул дети забывают слова: родители с ними не занимаются.
– У каждого ребёнка свои возможности, поэтому индивидуальный подход необходим, – считает педагог-психолог Е. Борзова. – Идёт каждодневная рутинная работа, и результаты есть.
По мнению Елены Александровны, у глухих и слабослышащих детей – обычные проблемы: учеба, взаимоотношения, любовь. А вот доверяют не всем, к людям подходят выборочно. Человека воспринимают интуитивно и при помощи прикосновений к нему. Педагог, не терпящий детских объятий, в коллективе не задержится. Раздражительных и злых здесь не примут и на контакт с ними не пойдут. А если уж к кому привыкли и полюбили, то навсегда.
Из родного интерната дети никогда не убегали. На каникулы и выходные ребята уходят неохотно, а после не могут наговориться.
В школе много традиций, проводятся праздники. Руководит воспитательной работой Т. Кудряшова. Детская организация «Спектр», организованная Н. Гончаровой, объединила всю школу. У каждого класса есть название, девиз, органы актива.
Дети любят участвовать в самоуправлении школой. Занимаются в городских кружках юных техников, туристов и шахматистов. Есть и спортсмены.
Воспитанники школы талантливы: в специальной папке директор бережно хранит множество дипломов с областных и городских соревнований. В организованном фирмой «SIEMENS» конкурсе рисунков «Я вижу мир» призовое место заняла К. Куц, она выиграла цифровой слуховой аппарат. А поделки Д. Акчурина и М. Буланова попали на городскую выставку. Сюрпризом стало письмо из Фонда «Шахматы – детям», учредителем которого является А. Карпов. Школа дала запрос, и теперь дети ждут шахматный инвентарь, компьютеры и методические пособия. Таким образом Фонд поощряет к занятиям шахматами глухих детей.
Выйдя в большой громкий мир, выпускники не теряются. В этом году 6 человек продолжили образование в училище. Р. Ягофарова поступила в Уфимское медицинское училище для слабослышащих детей, она будет лаборантом. Парни, выпускники 2004 года, работают токарями на орских заводах.
Окончив школу, дети, объединённые уникальным языком, никогда не забудут друг друга.
Ю. МИШИНА.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.