Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?
- Общество
- 15-12-2005
Вопрос, вынесенный в заголовок, волнует, вероятно, многих наших читателей. Отвечает на него диакон Андрей Кураев.– Отец Андрей, бытует весьма распространенное мнение, что для общения с Богом храмы и посредники не нужны. Что вы могли бы сказать по этому поводу?
– Действительно, у каждого из нас есть знакомые и даже родные люди, которые с недоумением смотрят на наши сборы в храм. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и возмущение. Иногда оно изливается в слова: «Ну ладно, ударился ты в веру, пусть уж. Но зачем же в храм-то ходить, столько времени и сил на это тратить? Вот я, к примеру, тоже верующая. Но я верю в душе. Бог у меня в душе, и мне не нужны никакие внешние ритуалы. Вот и сатирик Михаил Задорнов говорит, что для общения с Богом ему не нужны никакие посредники».
Могу сказать, что это глубокое заблуждение. Наверное, эти люди не читали Евангелие или не считают авторитетным для себя слово Божие.
– Хотелось бы услышать конкретный ответ на вопрос: «Зачем мы ходим в храм?» Послушать проповедь? Но для этого сегодня можно включить радиоприемник. Помолиться? Молиться можно везде и во всякий час. Подать поминальную записку? Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так ее можно поставить и перед домашним образом…
– В храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука со Святыми Дарами. Поэтому посещение храма – не тяжкая повинность, а дивная привилегия. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Каждый из нас имеет возможность стать «причастником Божеского естества».
Нам дана возможность прикоснуться к той Энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.
Христос сказал, где Он нас ждет и что желает нам дать. Он, Вечный, желает с нами встретиться и соединиться в этой жизни, чтобы в будущей, вечной нашей жизни мы не стали непоправимо одинокими.
Так вежливо ли, получив уведомление о том, что кто-то нас ждет на встречу на площади Пушкина, в назначенное время отправляться на прогулку по улице Льва Толстого? Если встреча не состоялась, кто в таком случае будет виноват?..
– То есть храм и есть то место, где человека находит Бог?
– Конечно. И нам просто надо пойти и встать в то место, где Бог ближе всего подходит к людям, туда, где Он самые небывалые Дары раздает людям. Если Чашу с Причастием Христос подает нам через Царские врата храма, стоит ли отворачивать нос и твердить: «Бог у меня и так в душе»?
Вера – это действие. Это стремление к тому, что уже предчувствуется, но еще не стало очевидностью. Стремление к тому, что уже прикоснулось к нашей жизни, бросило в нее свой отблеск, но еще не вошло в нее всецело... Вера – это желание нового опыта. Но те, кто говорит: «У меня моя вера, и она в душе», – часто произносят это с такими тусклыми глазами, что бывает трудно поверить, будто они хотя бы когда-то испытывали стремление к Богу.
Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку. Также нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях. Роза, которую дарят любимой, сама по себе ей не нужна. Этот цветок ей дорог не своей собственной красотой, а тем отблеском, который положила на него любовь подарившего. Цветы купленные и цветы подаренные совсем по-разному оживляют комнату.
Если человек утверждает, что он любит кого-то, но ничего не делает во имя своей любви: не ищет встреч, ничего не дарит, не уделяет времени для общения, ничем не жертвует, – значит, он просто хвастается перед своими уже влюбленными друзьями: «Мол, и я ничем не хуже, и у меня уже есть возлюбленная!»
Поэтому человеку, утверждающему, что Бог у него в душе, стоит спросить себя, что он сделал, чтобы очистить свою душу для столь дивного Посещения. Как и каким именем он позвал Его? Как он хранит Его в себе? Что изменилось в нем от этой Встречи? Полюбил ли он Того, Кого встретил? И что он делает ради этой любви?
Если эти вопросы вызывают у вас недоумение – так хотя бы не надо считать себя превзошедшим тех, кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом! Не презирайте идущих, даже если те спотыкаются!
Те, кто говорит, что им не нужны посредники в их отношениях с Богом, не понимают, что в храме их ждет тот Посредник, который вместо них принес жертву и освободил людей от необходимости что-то разрушать в мире. Словом, от нас требуется только раскрыть свои руки для того, чтобы в них были вложены Святые Дары.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024