РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

У моря, у синего моря

РЫБНАЯ МАФИЯ ИРИКЛЫ
Когда на Ириклинском водохранилище убили полномочного представителя губернатора, власти забили тревогу и заговорили о мафии рукотворного моря. Почему рыбные рынки страшно дорогие, хотя свой сиг недалеко плещется? Цены просто кусачие: сиг – по 70 руб. за килограмм, рипус, и тот уже 45, к карпу не подступись, лещ копченый вообще зашкаливает. Еще в пору перестройки море считалось уникальным по рыбным запасам. Официальная добыча доходила до тысячи тонн в год. И вдруг доморощенная рыба стала дорогой и редкой. Почему?
Многочисленные комиссии констатируют: на Ирикле ведется хищнический отлов, а воспроизводство свелось к нулю. По оперативным данным, тут задействованы криминальные структуры. Еще бы! Море, считай, ничье, стало быть, наживайся, кому не лень. Предприятия «Ирикларыба», колхоз «Волна», еще несколько структур государственного подчинения обязаны были отчитываться перед налоговиками, зарыблять водоем. Средств, однако, не хватало. Да и был ли смысл зарыблять? Государство старалось наполнять море, а многочисленные браконьеры – пользоваться. Рыбаки «Волны» постоянно жаловались, что им рыбинспекция выделяла не самые лучшие участки моря, а вот лицензионникам, частникам – все карты в руки. Лицензия стоит всего пятьдесят рублей, правда, оговаривается размер сети. Но вышел частник в море, кто проверит размеры? Браконьеры обходятся вообще без лицензии. И, хотя созданная водная милиция задерживает немало хищников, они не убавляются. А сколько можно подчиняться «Камуралрыбводу», как это было еще недавно? За лицензией приходилось ездить в Пермь. И было ли дело пермскому начальству до какой-то Ириклы в Оренбуржье? Создан координационный совет по предотвращению браконьерства, работает новый уполномоченный губернатора, но до настоящего порядка далеко. Потому что пошла в наступление и другая сторона. Кому хочется отдавать рыбный куш? Сети, по рассказам работников водной милиции, раскидывают многокилометровые и с такими малюсенькими ячейками, что через них ни одна сигушечка не проскочит. Как вырасти рыбешке? Ушлые додумались до электрических удочек. Разряд тока – и собирай оглушенную морскую живность. А та, которая от тока сумеет оклематься, уйдет от браконьера, потомства уже не даст.
Бюджет нашей области не очень-то густ, несмотря на нефть и газ. А бешеные деньги от продажи рыбы уходят и в Башкирию, Челябинск, Казахстан. Года два назад госинспекторы рыбоохраны размышляли:
– Все ловят, и никто не думает о воспроизводстве. Инспекция зарыбляла недавно Ириклу толстолобиком, потому что в море появилось много травы, а эта рыба ест ее. Но этого мало. «Ириклинское» должно бы зарыблять, но ему не дают средств. Пробовали мы собирать с лицензионников лишние деньги на выкос травы и лугов в море, но они неохотно идут на это. Государство уже не в силах зарыблять водоем, потому что коммерческих структур по ловле становится все больше. На каждый квадратный метр моря уже по 3–4 рыбака. По 500–600 браконьеров задерживаем, штрафы маленькие, они платят и снова закидывают в море сети.
А вот государственное унитарное предприятие «Ирикларыба» выращивает карповых в садках, куда подается подогретая вода с ГРЭС. Здесь имеются холодильное оборудование, коптильный, посолочный цеха, продукцию реализуют в области. Занимаются и выловом другой рыбы. Но этот улов подконтролен, обложен налогами. Потому и конечная продукция дорогая. Естественно, покупатель ищет рыбу подешевле. Какая ему разница, кто продает – браконьер или государственное предприятие? Как ни странно, шли мимо экофонда области деньги, перечисляемые ГРЭС по искам за причиненный ущерб: когда идет большой сброс воды, рыба подо льдом задыхается. Предприятие платит, но миллионы оставались в рыбинспекции.
ПРИРОДНЫЙ ПАРК
Не раз вопросы о хищническом использовании Ириклы ставил глава Новоорского района В. Караулов. Он предложил придать водохранилищу статус природного парка, особо охраняемой территории. Эта организация укладывается в концепцию открытого туризма. Появилась бы возможность сохранить экологическое равновесие, биоразнообразие, предотвратить ущерб от неадекватной эксплуатации. На побережье действуют несколько баз отдыха – «Таналык», «Чайка», яхт-клуб. Строятся сегодня и новые. Задумка Караулова – сделать Ириклинское море центром туризма – возможно, и сбудется. Создано муниципальное образование «Ирикла-тур», разработаны эколого-экономические обоснования организации природного парка. Поселок Энергетик – готовая инфраструктура туризма: строилась ГРЭС, возводилась и социальная сфера – жилищный комплекс, детские сады, профилакторий, ДК «Современник» с зимним садом, плавательный бассейн. Реформа в энергетике заставила сбросить социалку на плечи муниципалитету. Туризм мог бы спасти поселок. Дело двжется, но крайне медленно. Караулов рассказывает:
– Главное, что сменился собственник, ушли из «Камрыбы», теперь им стал «Оренбургпродконтракт». Область взяла в руки бразды правления морем, и это мудро. Возможно, придется пойти на трудный, но необходимый шаг: года на два запретить на водоеме ловлю рыбы. Начать воспроизводство ее всеми силами. Иначе вообще останемся ни с чем. И делать парк, центр отдыха для местных и приезжих.
В Орске давно уже сформировалась группа любителей подводного плавания и лова рыбы, она приобрела гидрокостюмы. Глубина-то немыслимая, за сорок метров в иных местах. Орчане с удовольствием будут отдыхать на морских берегах, Ирикла всего в двух часах езды от Орска, Новотроицка, Гая, Башкирии, Челябинской области. Парк вполне доступен, дороги – в хорошем состоянии. Член-корреспондент РАН, доктор географических наук А. Чибилев с группой ученых провели исследования и выпустили красочный эколого-географический атлас «Ириклинское водохранилище». Море – это не только рыба, но и многочисленные виды редких птиц, свыше 70 видов редких трав, 9 памятников природы, пещеры. Нельзя не отметить ценнейший археологический объект федерального значения – Аландское городище, датированное эпохой бронзы. Оно ничуть не уступает своему аналогу, всемирно известному Аркаиму. А кто-то доберется до острова Любви, недаром же по морю ходят катера и паром. Поставит палатку на песчанике, и – «У моря, у синего моря, с тобою мы рядом, с тобою».

Татьяна Белозёрова

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.