Затерянные в Башкортостане, или Боевое крещение туризмом
- Общество
- 08-11-2001
Туристы - народ неординарный, даже немного чудной. Им нипочем снег, дождь, палящее солнце. Гонимые неведомой целью, они надевают рюкзаки и отправляются за тысячи километров, терпят трудности походной жизни, намеренно лишая себя комфорта. Что же движет ими?..
Это и попытался выяснить наш репортер, отправившись с группой орских туристов в республику Башкортостан покорять вершину горы Иримель.Когда меня пригласили в поход, скажу честно, энтузиазма не возникло. К туристам и туризму вообще я всегда относился достаточно скептически. Человека, привыкшего к домашнему уюту и достижениям цивилизации, не больно-то прельстит тащить неподъемный рюкзак и ночью примерзать ухом к соседу по палатке. Но жажда познать неизведанное и элементарное любопытство пересилили. В назначенный час стоял возле отправной точки нашего путешествия - домового клуба “Товарищ”.
Подготовка шла полным ходом. Огромные рюкзаки и баулы один за одним исчезали в будке полувоенного ГАЗ-66. Выбор столь грозной машины не случаен. Путь к подножию горы лежит через башкирские леса, известные своей труднопроходимостью. К тому же имелись данные, что в тех районах дорогу сильно размыло.
Наконец все загружено. Трогаемся. Впереди - три дня пути. Дорога - штука довольно непредсказуемая, и чем она обернется для 18 орских туристов, не знал никто.
Идея путешествия принадлежит известному барду и любимцу орской детворы Андрею Смагину. Творческие люди не могут делать что-то просто так, любое событие у них обязательно должно иметь смысл. Поход тоже носил символическое значение - во время нашего путешествия исполнялось десять лет со дня трагической гибели Игоря Талькова, первой гитары новой России.
- Нужно больше говорить о том, кого я взял с собой и что даст им этот поход, - размышляет Андрей Смагин. - Ребята должны понять, что они покоряют не кучу камней, а себя. Просто взобраться на вершину мало.
Для самого барда первый туристический опыт состоялся в 1996 году, когда он случайно отправился в плавание на байдарках. Понравилось. Затянуло. И теперь Смагин и его ученики довольно часто ходят в походы. За четыре с половиной года Михалыч, как с уважением зовут его воспитанники, водил ребят на Сакмару, бывал у истоков двух великих рек - Урала и Белой. Отметился он и на Иремели. В тот раз практически весь путь туристы прошли своим ходом. Сегодня же, благодаря руководству завода “Строймаш”, мы едем на машине. За стеклом мелькают привычные степные просторы, которые постепенно меняет лесная растительность. Сначала робко, потом деревья пошли сплошняком.
За остроумными анекдотами, забавными историями, песнями под гитару, чего в машине с лихвой хватало, время пролетело незаметно. Вот и первая остановка - Магнитогорск.
В “стальном сердце России”, как написано на многих рекламных стендах города, мы гостили несколько часов. Магнитка и Орск сильно отличаются друг от друг. Удивили европейский вид центра и индустрия, которая поставлена здесь на широкую ногу. Гигантомания металлургического комбината просто захватывает дух. Обратная сторона этого промышленного рая - закованная в бетон река, в которой никто не купается: опасно для здоровья! По дороге к Иремели нам удалось попасть в Белорецк. Местные жители гордятся безупречной чистотой городских улиц и скверов, полным отсутствием криминала и непосредственной близостью к знаменитой горнолыжной турбазе “Абзаково”, на которой любит отдыхать Владимир Путин. Меня же в этом небольшом башкирском городишке поразило то, что практически все официальные здания, жилые дома и даже бетонные заборы выкрашены великолепной краской разных тонов. Подобной в нашем городе покрашены, в основном, фасады домов на проспекте Ленина. Как выяснилось, местным властям, в отличие от орских градоначальников, не пришлось тратить на это тысячи рублей - та краска, которой окрашен Белорецк, изготавливается здесь же из уникальной башкирской охры. Зачем тогда надо было покупать импортную акриловую краску, если аналог, выпускаемый по соседству, ничуть не хуже? Но это, скорее, забота мэра. Нас же ждала гора, до которой от Белорецка - рукой подать.
...За поворотом асфальт кончился - машина свернула в лес. Дорогу, по которой ехали мы, таковой можно было назвать лишь с большой натяжкой. Машина порой напоминала подводную лодку. Водителю приходилось преодолевать огромные лужи, умело лавировать между упавшими деревьями и валунами. Известным ему одному способом выравнивать “газон”, когда машина, грозя завалиться на бок, терялась в колее.
В салоне царило необычайное оживление. Прильнув к окнам, пассажиры бурно обсуждали удивительные способности нашего “самоходного наземного аппарата”. Но запас непотопляемости был исчерпан - погрузившись в одну из огромных луж, ГАЗ-66 крепко сел в трясине. Шутки кончились - по колено в грязи мы пытались вытолкать технику больше двух часов! Но колеса, несмотря на все усилия, продолжали шлифовать жирную башкирскую грязь. В ход пошли палки, камни, подручные средства - все тщетно. Кто-то предложил... вынести машину из болота на руках. То ли от перенапряжения, то ли от усталости мы действительно загорелись этой идеей. Но силы 40 мужских рук явно не хватало, домкрат же каждый раз предательски оседал в почве.
Промокший, уставший и злой, я серьезно начал задумываться о целесообразности поездки. В тот момент многое бы отдал, чтобы оказаться в редакционном кабинете с кружкой горячего чая. С ностальгией вспоминался родной Орск, широкие степные просторы...
Вокруг же на многие километры нас окружали вековой лес, горы и непролазная грязь. Тонны противной и липкой башкирской грязи! Надежды на то, что мы справимся своими силами, уже не было. Но проехав столько километров, остановиться у самой цели было бы нелогично. Технику решили оставить с двумя опытными туристами. Остальные под предводительством не теряющего оптимизма Михалыча направились в путь.
Поход без испытаний и трудностей - это не поход. В дороге может случиться непредсказуемое. Зная это, некоторые туристы и охотники построили в глухих лесах Башкирии небольшие избушки - зимовья. К одной из таких хижин, появившейся больше 50 лет назад, мы направили свои стопы. Здесь случайно встретились с очень интересным человеком - академиком Поляковым, профессором Магнитогорского государственного университета, который уже спустился с Иремели. Несмотря на преклонный возраст, Михаил Георгиевич до сих пор продолжает заниматься спортом и увлекается туризмом. К примеру, 75-летие ученый справил достаточно оригинально - прыгнул с парашютом. За свою жизнь он покорил много вершин Кавказа, Урала, Альп. Был и на Северном полюсе, но Иримель у него любимая. Сюда Михаил Георгиевич поднимался 12 раз. Читателям “Орской хроники” академик Поляков пожелал добра и счастья.
В этот день на гору мы уже не попали, заночевать пришлось в избушке.
Именно так переводится с башкирского Иримель. У них эта гора считается священной. Но не только башкирам она интересна. По одной из легенд Николаю II, во время его визита на Урал Иримель очень приглянулся. Юный наследник престола пожелал, чтобы к следующему приезду проложили хорошую тропу. Пожелание царствующей особы выполнили, но последнему русскому царю так и не удалось совершить восхождение.
Нам в этом плане повезло больше. На горизонте только показались первые лучи восходящего солнца, когда мы были уже в пути. Перед нами лежал трудный более тридцатикилометровый маршрут к подножию горы, через стремительные горные реки, многочисленные ручьи и речушки.
По дороге встретили ученых института экологии Поволжского бассейна Российской академии наук.
- Я был во многих частях земного шара. В Австралии, Европе, Африке и Америке, - рассказывает руководитель экспедиции, - но хочу откровенно признаться, что Южный Урал - это одно из красивейших мест мира. Единственное, что меня удивляет, это существующая здесь система заповедников и заказников, которые созданы для того, чтобы туда проходили люди и любовались природой родного края. Якобы борясь с браконьерством, егеря сами устраивают свои охотничьи угодья, не пуская никого. А любоваться, я вам скажу, есть чем. На территории заповедников находятся красивейшие места, которые остаются закрытыми от глаз туристов.
Природа Башкирии действительно поражает. Березовые чащи сменяются еловыми зарослями. И деревья здесь не те дистрофики, которые растут в окрестностях Орска.
И вот мы у подножия Иремели. Со стороны гора похожа на аккуратно сложенную из огромных каменных валунов пирамидку. Восхождение напоминало подъем по огромной лестнице. Разница лишь в том, что практически на каждой ступеньке приходилось балансировать. Шаг за шагом, метр за метром мы поднимались к заветной цели. Где-то внизу остались верхушки деревьев, вот бликует река, а другие горные хребты и вершины, окутанные облаками. Иримель самая высокая, и наблюдая сверху за тем, как плывут облака, кажется, что ты можешь дотронуться до них рукой. Здесь, на вершине горы, высота которой составляет более 1800 метров над уровнем моря, понимаешь, что ты всего лишь песчинка.
Вершина горы Иримель является желанным объектом для многих. Здесь мы встретили туристов из Уфы, Белорецка, Самары. Следы тех, кто был тут много лет назад, хранят надписи на камнях. Читая эту “наскальную” живопись, встречаешь названия чуть ли не половины российских городов, а кое-где мелькают и надписи на иностранном языке. Но не только на камнях можно оставить о себе память - на самом большом возвышении, под булыжниками спрятана большая нержавеющая коробка. Внутри монеты, значки, чьи-то фотографии, записки, обрывки листков и прочая мелочь, которую оставляют туристы. Я оставил свежий номер “ОХ”.
По поверью эта гора живая, и если человек ей не угоден, она “не пустит”. Погода будет меняться так резко, что невозможно будет взойти. Школьники из Белорецка шептались, что даже какого-то крупного чиновника Башкирии она «не пустила”. Орские туристы, видимо, Иремели приглянулись. На протяжении всего восхождения погода была на редкость спокойной и солнечной. Как это ни печально, но нам надо было спешить обратно.
Пока мы совершали восхождение и любовались великолепными окрестностями, тем, кто остался возле машины, было не до эстетического наслаждения! Им нужно было во что бы то ни стало вытащить из трясины технику. Выход был найден в ближайшей деревне, где один тракторист согласился помочь.
Эта процедура заняла довольно много времени. Когда мы тронулись в путь, уже стемнело. Но оказалось, что на тракторе отсутствовали фары! И это при том, что видимость из-за облачного неба и высоких деревьев минимальная. Дефект технического оснащения мужик объяснил достаточно логично:
- Я работаю на погрузке леса засветло. Не каждую же ночь туристы в болотах тонут. Да вы не бойтесь я как-нибудь... по звездам и соснам ориентироваться буду.
Русский мужик нигде не пропадет! Лихо петляя по лесной просеке, тракторист Миша умело преодолевал один крутой поворот за другим, объезжая огромные лужи, завалы, валуны. Причем делал это не хуже водителя “газона”, путь которому освещали мощные прожекторы. Через три часа непроходимые топи скрылись за поворотом. Дорога до Орска летела незаметно и без особых проблем. Говорили мало, а если что и обсуждали, так не Иримель. Это - личное.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024