РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

У страха глаза велики

В своем повествовании «Чудеса местного значения», опубликованном в одном из номеров «ОХ», я рассказал о некоторых интересных, необычных явлениях, встречающихся в нашей местности. Но их перечень гораздо шире.Недалеко от устья Ташлы, впадающей в водохранилище, по берегам речки тянулись невысокие скалы и имелось несколько мелководных затончиков. Но потом глубина реки достигала 15-20 метров. Считалось, что здесь есть котлован без дна. Где точно он находится, никто показать не мог. И еще здесь были места, где вода не замерзала до самого января. Чуть покрывшись тонкой пленкой, она нередко становилась опасной западней для людей.
Однажды в середине зимы трое рыбаков решили поехать со стана в совхоз «Приморский». Дело было уже в сумерки, и грузовик угодил в такой капкан. (Кстати, «капкан» – слово казахское и переводится на русский как «схватил».) Тела и автомобиль долго не могли вытащить из воды. Казахи назвали это место Шайтан-жаны, что означает «чертова душа». Но из рыбаков и охотников мало кто верит в мистику и чертовщину. В том числе и я, тем более что здесь хорошо ловилась крупная рыба. Даже налим, который в теплые дни, а иногда и все лето отлеживается в норах, под корягами и в расщелинах, в августе уже начинал браться на насадку из мальков.
Местный житель, которого я однажды подвез в деревню из Орска, здесь всегда ставил перемет, и улов оказывался, как правило, лучше. Однажды он уехал к брату в районный центр и разрешил мне пользоваться своей снастью. Санек, так звали его сельчане, показал, где марлевым сачком ловятся мальки, научил насаживать их на крючки. Я все сделал, как учили, и в первую же ночь мне попались пара налимов, два судака и несколько крупных окуней. Во второй половине дня я поплыл на резиновой лодке, чтобы подсадить на крючки живцов, но перемета на месте не оказалось. «Что за черт!» И действительно, только нечистая сила могла оборвать стальную двухмиллиметровую проволоку, за которую крепился конец снасти. Я достал спрятанную в прибрежных лопухах «кошку» из толстой проволоки, привязал ее к капроновому шнуру, отплыл от берега метров на 20-25 и начал прощупывать дно. Расчет мой был простым: если проволока от крупной рыбы на крючке свернулась в кольцо, затем от напряжения лопнула, то снасть должна находиться где-то поблизости, ведь второй ее конец был привязан за пудовый камень-грузило. И в конце концов я зацеплюсь «кошкой» за шнур перемета.
Но я сделал один круг, второй, проплыл метров сто вверх, затем вниз по течению реки. Кошка цеплялась за водоросли, камни и другие выступы, а снасть все не попадалась.
Вспомнил я рассказ, ранее услышанный от старых рыбаков. Многие из них утверждали, что где-то здесь, вблизи высоковольтной линии, подающей электрический ток от ГРЭС в Башкирию, есть глубокая яма и там залегает слоями различная крупная рыба, дожидаясь своего смертного часа. Конечно, не верилось, а вдруг эдакий сомище килограммов 100-150, раздумав умирать, заглотнул крючок моего перетяга, оторвал шнур и сейчас бродит по дну реки.
Конец капронового шнура от «кошки» был привязан за мою ногу. Неровен час потащит чудовище меня в свою яму. Я принялся отвязывать шнур и перестал работать веслами. И здесь послышался какой-то шум, исходящий со дна реки. Звук походил на работу подвесного лодочного мотора. Я взялся грести и удалился от этого места. Явственно кто-то завывал, а потом зарыдал. Страх неизвестности прибавил сил, и скоро лодка достигла берега. Переводя дыхание, я замер. Теперь странный звук опять был похож на шум лодочного мотора. Когда выплыл на берег, постепенно затихающий шум доносился то с неба, то из-за каменной гряды, а потом и совсем стих. Стихли и волны, начинавшие было разгуливаться по реке. Можно было бы попробовать еще раз поискать пропавшую снасть. Но чувство боязни уже овладело полностью. Погрузив в машину лодку, я уехал в деревню и с тех пор не стал тревожить «душу Шайтана».
Позже я не однажды расспрашивал о том кое-кого из рыбаков. Они смеялись надо мной. Один из них пытался объяснить странное явление тем, что волны бились в подводных скалах.
Разгадка пришла много позже. И случилось это совсем неожиданно. Как-то случайно мне на глаза попалась небольшая книга, автором которой был известный краевед из Петербурга. Оказывается, он не однажды наблюдал подобные явления на Онежском озере. Виновницей стонов, шумов, треска и прочей чертовщины краевед считает разность атмосферного давления. В таких случаях в глубинных местах происходит движение водяных масс. Ученые называют эту «музыку» сейшами. Чаще всего такое происходит, когда волны идут против течения воды в реке.
Хочется мне рассказать еще про одно чудо. О нем я уже слышал не раз и читал у путешественников, географов. Речь идет о миражах. Случалось, люди, измученные зноем, страдая нестерпимой жаждой по нескольку дней без капли воды, пускались в пляс при виде вдруг появившихся рек, озер, ручьев. Но радость их была кратковременной. Возникшие картины быстро таяли и пропадали. Однажды подобное явление наблюдал и я. Было это не где-то в сыпучих песках Сахары или в Средней Азии, а на дороге, ведущей из Домбаровки в Орск. Вчетвером мы ехали с рыбалки в канун 9-го мая. В течение двух дней и ночей мы удачно ловили рыбу на речке Камысак, что в переводе на русский язык означает «белый» или «белокамышовый».
Выехав с полевой дороги на асфальт, я вдруг увидел, как поселок Голубой Факел начал подниматься вверх. Когда мы приблизились к селению, вся дорога перед нами вдруг покрылась водным потоком, но и он вскоре растаял. После этого мы въехали в лесопосадку. За деревьями должна была показаться деревня Можаровка, но на ее месте двигалась вереница тракторов с плугами. Уже напротив старого аэродрома открылся вид на поселок Степной, но вместо домов стояли небоскребы, а дорога скрывалась под водой. Когда мы оказались на улицах города, мираж исчез. Позже я рассказывал об этом видении друзьям и знакомым. Одни внимательно слушались и удивлялись, другие с сомнением покачивали головой.

Виктор Дырбов

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.