От теплой жинки – к холодной лунке
- Общество
- 28-01-2006
Погода в начале января баловала – относительно тепло, почти без ветра, солнышко. И рождественские каникулы подарили радость настоящих мужских зимних забав. Конечно, только тем главам семейств, кто не слишком отягощался плотными закусками и выпивкой. Когда соседи в очередной раз предлагают скинуться и посидеть за столом, есть хороший способ избежать неотвратимой пьянки. Просто надо заявить, что с утра отправляешься на рыбалку. А подледная ловля слабаков и выпивох не любит. Лунки бурить, на морозе или в палатке сидеть хмельному в тягость. Бур становится неподъемным, мерзнешь быстро и надо периодически добавлять рюмку-другую, а клева не дождешься. Зато трезвому рыбаку зимний лов всегда в удовольствие.Днем везет лишь новичкам да фартовым рыбачкам
Итак, с утра пораньше одеваешься теплее и – в дорогу. Настоящие фанаты этого дела гоняют на Ириклинское водохранилище за сотню километров, сидят у лунок чуть ли не сутками. Говорят, машинами по льду ездят, сети ставят. В Энергетике ныряют в гидрокостюмах в сбросовый канал электростанции, чтобы подстрелить сомов или сазанов. Пока не пробовал. Зимой все же лучше на городском транспорте до ближнего водоема добираться. Немоторизованные рыбачки ездят на озера под Крыловку, сидят с удочками на Урале и Ори.
Самое доступное местечко – плес Ори в районе моста на Биофабрику. Добираться легко, место укромное и, как правило, тихое. Микроавтобус, идущий в поселок, по просьбе останавливается перед мостом, или на 25 маршруте доезжаешь до конечной остановки и топаешь к реке. Остается спуститься по обрывистому склону вниз. И, пожалуйста, бури лунки, закидывай нехитрые снасти. Наловить на уху, если есть маломальский опыт, всегда можно.
В теплые выходные деньки рыбаки сидят в протоке перед мостом, на самом плесе в разных его концах. Днем можно насчитать несколько десятков палаток и больших полиэтиленовых пакетов, в которых отсиживаются любители некомфортного отдыха. В рабочие дни народу, конечно, поменьше. Интересная особенность – много обжитых «пятачков». Колышки из прибрежной талы специально вморожены в лед, на них легко можно надеть самодельную целлофановую палатку, чтобы спрятаться во временном укрытии.
Забуриться в первые январские дни еще не очень трудно. Толщина льда здесь сантиметров двадцать, не больше. Глубина всего-то метра два-три.
А дальше – таинство самой рыбной ловли. И скрытая конкуренция в этом деле рыбаками поддерживается строго. Ловят на мотыля, на тесто, не афишируя своих секретов. Знакомый рыбачок, который, по его словам, даже из лужи на асфальте выудит приличного сазана, зимой ловит по озерам карасей на легкое кролика. Но это его тайна, проверять на уловистость слова мэтра не будем.
Самый простой вариант – тесто на подсолнечном масле или с ароматизаторами, которых сейчас продается великое множество в специализированных отделах. Жидковатое тесто упаковывается в пластмассовый шприц для инъекций, естественно, размером побольше и прячется во внутренний карман, ближе к телу, чтобы наживка не замерзала. А затем по мере надобности капелька теста выдавливается и насаживается на мормышку.
Поверьте, на двадцатиграммовую красноперку, сорожку или прочую рыбью мелочь этой наживки вполне достаточно.
Прикармливать можно, в дело идет все, что приманивает жертву. Перловка, жмых с тестом, с рублеными червями или мотылем. Главное, чтобы корм давал небольшую муть, привлекающую рыбу и вкусом, и запахом.
Можно устраиваться поудобнее на рыбацком ящике, забрасывать удочки в пару лунок, ставить напротив зажженную свечку для тепла. И ждать поклевки.
Простое это дело иногда может довести до белого каления, и байки на тему «клюет не клюет» постоянны. Сам не раз убеждался в своенравности подводных жителей. Из двух лунок почему-то лучше ловится только в одной. Можно поменять удочки, поставить разные мормышки, повесить разную наживку. Но, как клевало в правой лунке, так и будет клевать, что бы ты ни делал. А в левой лунке только иногда рыбья мелочь слабенько пошевелит поплавок и отойдет. Хотя между удочками сантиметров тридцать, не более. Это к теме о везунчиках и неудачниках.
Приходим на лед с товарищем. Спокойные, трезвые. Друг начинает валять дурака, утверждая, что у него сегодня удачливый день и поймает он в два раза больше.
Лунки бурит метрах в трех, чтобы переговариваться спокойно можно было. А потом… ловится у него рыбка. То и дело хвастает да считает их по головам.
Через пару часов такой рыбалки клев все еще не начинается, ты меняешься с товарищем местами. Он садится к твоим лункам. Проходит минут пять, и снова начинается та же история. Теперь у него клюет в моих лунках! Кучки пойманной рыбы к концу ловли могут отличаться раза в два-три. Самое грустное, что к нам за эти часы неравноправной рыбалки прибилось еще несколько свидетелей. Оббурились вокруг, упорно высиживают свое рыбацкое счастье, но никто переловить удачливого друга так и не может. А потом кто-то рассказывает анекдот на тему вежливой золотой рыбки, выныривающей из проруби. Она, извинившись перед компанией рыбаков, спрашивает, будет ли рыбачить тот удачливый молодой человек, который вчера наловил полмешка. Все собрались. Его ждут.
Редкий рыбацкий талант друзей и знакомых запоминается надолго. Еще с зимних рыбалок на реке Каме под городом Набережные Челны товарищ никогда с пустым рюкзаком не возвращался. Там налима ловят ночью на кисточку червей огромной мормышкой. Удача постоянно сопутствовала Александру, он всегда налавливал больше, чем окружающие. И в метельные ночи добывал бессонным бдением у лунок килограммов по двадцать-тридцать налимов, которых потом тащить домой в рюкзаке было делом нелегким. Правда, всегда щедро делился с менее удачливыми друзьями своим уловом.
В Орске рыбалка других масштабов: кучка мелочи в пару килограммов, окуньки на блесну да случайная щучка – предел мечтаний. Правда, есть налим и в наших речках. Обратил внимание, что неподалеку от пологого берега во льду прорублена метровая майна. Такие проруби делаются для ловли живца. В воду бросают прикорм, а затем кругом с мелкой сеткой или банкой с прорезанной капроновой крышкой можно наловить мальков для жерлиц. А вдоль невысокого песчаного обрывчика на льду много подмерзших лунок для закидушек. Тут явно ловили самого таинственного хищника местных водоемов.
Налим замечателен своей схожестью с сомами, жизнью в норах, ночной активностью. А еще у него печень огромная. И, сваренная, приготовленная со специями в виде паштета, она сытна, вкусна. Деликатес, словом.
Местные мальчишки, вездесущие, как воробьи, успевают и с удочкой у лунок посидеть, и донки под обрывчиком на налима поставить. Рыбка сантиметров двадцать длиной, выловленная тинейджерами, вызывает легкую зависть у мужичков, спрятанных в целлофановые палатки. Они слышат победные вопли мелюзги, начинают выползать из своих укрытий. Обсуждают уловы, вроде равнодушно посматривают на парнишек, одетых не по-рыбацки легко.
Мороз пробирает, бегать в джинсах и ботиночках от лунки к лунке пацанам все холоднее и холоднее. Но азарт пока пересиливает. За час такой рыбалки на кусочки рыбок они поймали три «карандаша». И наконец, посинев от холода, почти бегом исчезают на окраине ближайшего поселка. А завсегдатаи посиделок на льду начинают травить байки, вспоминая бородатые анекдоты и последние прибаутки. Самым большим приколом для любителей порыбачить оказалась присказка о том, что рыбалка успокаивает нервы и улучшает память. С каждым рассказом о былом улове караси и налимы становятся крупнее. Потом кто-то из рыбаков вспоминает, что ночью налим должен клевать лучше. И шальная мысль уже не дает покоя, навевая охотничий азарт, а ловля мелочи на тесто перестает быть актуальной.
Постепенно народ начинает в прямом смысле сматывать удочки. Товарищ говорит с чувством выполненного долга, что день прошел удачно. И диван не мучил, и трезвый завтра на работу пойдет. Только вот мысль о ночных налимах не дает покоя. Азартное это дело.
Под луной со свечкой
И в те же рождественские каникулы мечта о ночной рыбалке воплощается в реальность. Неполная луна слабым рассеянным светом заливает пространство, мы втроем отправляемся попытать удачи на Орь. В то место, где мальчишки несколько дней назад удачно порыбачили.
Впрочем, и наш поход обречен на успех. Один из нашей походной троицы живет неподалеку в собственном доме. И банька с пивом и сушеной рыбкой после ночных посиделок на морозе нам гарантирована. От холодных лунок к теплой печке спорым шагом ходу не более пятнадцати минут, так что морозиться можно.
Для такого случая даже черви нашлись. Специальное ведерко с ними стояло в погребе еще с лета, выбрасывать хозяин бани их и не собирался: мало ли что зимой взбредет любителям экстремального отдыха. Вот и взбрело. Самым трудным поначалу в этой ночной ловле оказалось, конечно, пробурить лунки. Но справились.
Поздним вечером под берегом реки на льду как-то жутковато. Поэтому около лунок ставим в пластиковых бутылках три свечки. Слабое колеблющееся пламя на метр-два отодвигает темноту. В воздухе висит полная тишина, разрываемая проезжающими редкими автомобилями да отдаленными шумами железной дороги. Итак, десяток лунок пробурено, донки поставлены, можно ждать результата. От нечего делать пытаюсь ловить, постукивая кисточкой червей по дну. За неимением лучшего просто привязал свинцовое грузило вплотную к крючку, которым и поднимаю муть на дне. Первый небольшой налим попадается именно в той лунке, где мутил воду. Главное, сидеть надо тихо, не топтаться по льду.
Небольшой налим стал наживкой. Кусочки рыбьего мяса ставились на донки, и уже в разных лунках мы пытаемся подманить ночного охотника. Удалось. Второй, третий ночной хищник садится на донки. Потом возмущенный вопль одного из товарищей: «Мужики, я его за жабры поймал!»
Походим смотреть, в чем же дело. Действительно, хищник попался, зацепившись за крючок нижней челюстью, почти жабрами. Тут же по рыбацким байкам взялись припоминать, что эта рыба может и усами проверить наживку, а клевать не будет. Просто прижмет кусочек рыбки или кисточку червей к дну реки, а затем еще подумает, что с добычей дальше делать.
Ночная рыбалка – занятие утомительное. Холодно, но надо проверять донки, убирать наледь, намерзающую по краям лунок, скусывать лед с лески или снимать его голыми руками, растапливая между пальцами. Да еще не забывать трясти удочкой в надежде приманить рыбину побольше.
К ночному холоду и неприятной темноте добавляется напасть: свечки, заботливо запрятанные в пластиковые бутылки и поставленные у лунок вместо фонариков, догорают неожиданно быстро. Словом, налимов на уху мы наловили, но мысли о грядущей жаркой баньке становятся все назойливее.
Все же нельзя путать приятные дела с очень приятными. От чего-то непременно придется отказываться. Дождавшись полуночи, решив, что ночная рыбалка все же состоялась, мы дружно утверждаем, что на сегодня хватит. И на завтра тоже. Пора бежать в тепло и браться за березовые веники.
Благо, что не за рыбой шли. За воспоминаниями. К лету те зимние налимы в памяти подрастут. Чего доброго, в рассказах о ночной рыбалке некоторые из них еще и в лунку пролазить не будут.
Хотя, кто знает, в мартовские метели поход на налима, возможно, и повторим. Одними воспоминаниями настоящие рыбаки да охотники не живут. Нужны и свежие впечатления.
Сергей Григорьев
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Домашние консервы популярности не теряют
13-09-2024 -
Мосты скоро откроют
13-09-2024 -
Кошачьего лемура не дали вывезти в Казахстан
12-09-2024 -
Отличился – получи стипендию губернатора
09-09-2024 -
В городе работают 10 каналопромывочных машин
06-09-2024