РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Недетские проблемы детского дома

Шестилетний Алеша поступил в детский дом «Росинка» по акту подкинутого ребенка. Мальчик явно отставал от своих сверстников как в физическом, так и педагогическом развитии. После длительных разбирательств и поисков социальному педагогу Ю. Лобановой удалось найти маму ребенка. Как выяснилось, женщина была лишена родительских прав.Некоторое время Алеша жил в детском доме. Однако его родительница восстановила свои права и забрала сына из учреждения. Казалось бы, подобному факту остается только радоваться, но… К сожалению, суд может вернуть родительские права, но не в силах опустившуюся женщину сделать любящей и заботливой матерью. Уже через несколько месяцев, после долгого бродяжничества, голодный и оборванный Алеша снова попал в «Росинку». Теперь работники детского дома направили свою деятельность не на поиски матери, а на собирание материалов в суд для очередного лишения родительских прав. Процесс этот непростой, более того, горе-мамаша на судебное заседание пришла далеко не после первого приглашения. Но в итоге родительских прав женщину все же лишили, на мальчика оформили соответствующие документы и поставили на учет по усыновлению. Сегодня Алеша обрел новую семью и понемногу забывает о тех кошмарах, которые пережил. Но у этой истории мог быть и другой финал, если бы в свое время детский дом был закрыт.
Несколько лет назад Госдумой был принят закон, который перекладывал с плеч муниципальных образований на областные и федеральные бюджеты финансирование детских домов, домов-интернатов и других учреждений данного направления. По сути закон очень правильный, спасающий детские дома от финансирования по остаточному принципу.
В Орске на финансирование из областного и федерального бюджетов было переведено несколько учреждений, в том числе детский дом «Надежда» и школа для слабослышащих детей. Споткнулись на детском доме «Росинка», расположенном по ул. Новосибирской. Собственно, чиновники из области не отказывались заботиться о детях, но при условии, что сам детский дом будет закрыт. Понять мотивы подобного решения можно: распределить сорок с небольшим детей по другим – области проще и дешевле, чем оплачивать содержание здания и штата сотрудников, обеспечивать питание и обучение его подопечных. Однако при этом не учитывалось несколько весьма важных моментов. Например, то, что число сирот и детей, лишившихся попечения родителей, в Орске продолжает увеличиваться, и закрытие детского дома в городе может привести к нарастанию не только социальной, но и криминальной напряженности. Главное – областные чиновники не учитывали специфики данного детского учреждения. Но к этому мы вернемся чуть позже.
Когда встал вопрос о закрытии детского дома, начальник Управления образования А. Пожар обратился к главе города и депутатскому корпусу с просьбой изыскать возможности и сохранить учреждение. К счастью, отцы города вникли в суть проблемы и приняли решение о недопустимости закрытия детского дома. Казалось бы, проблема была раз и навсегда решена. Однако на днях вопрос о детском доме «Росинка» опять повис в воздухе.
Сразу успокою впечатлительных читателей – позиция городской власти в отношении детского дома осталась прежней: «Росинку» закрывать нельзя. Открытым остается вопрос финансирования. В городском бюджете не предусмотрена статья расходов на его содержание, поэтому детский дом предлагалось финансировать за счет урезания средств, выделенных на другие образовательные учреждения. То есть согласно старой русской пословице: с миру – по нитке, голому – рубашка. На днях глава города Ю. Берг обратился к совету директоров с предложением сообща решить проблему, акцентировав внимание на недопустимости закрытия детского дома.
– Кто-нибудь из вас был в детских домах, расположенных в районах? – спросил он у присутствовавших. – Я был в Саракташском. Там до сих пор печное отопление. В туалет дети бегают на улицу. Вы готовы отправить наших детей жить в таких условиях?
Никто не решился заявить о такой готовности. По нашим сведениям, сейчас вопрос финансирования детдома решается с одним из городских банков.
Вот теперь пришло время вернуться к тем особенностям «Росинки», о которых упоминалось ранее. Кто-нибудь из вас задумывался о том, каким образом дети попадают в приюты и детские дома? Так вот, оказывается, путевку ребенку в детский дом выдает Министерство образования области. А чтобы получить эту путевку, ребенок, выражаясь юридически, должен существовать не только «де-факто», но и «де-юре», то есть он должен получить определенный статус. Например, в его сопроводительных документах должно значиться, что он сирота либо остался без попечения родителей. Без такого статуса ни один детский дом ребенка не примет, никто не вправе его усыновить или оформить опеку. Но зачастую дети поступают в приемники без всяких документов, а то и вовсе без имени и фамилии. Их принимают в детской инфекционной больнице по так называемому акту подкинутого ребенка. Но задача этого заведения – обследовать и, если требуется, вылечить ребенка, а отнюдь не определять его статус. Именно эту задачу и берет на себя детский дом «Росинка». Его специалисты по крупицам собирают сведения и документы на детей, волею судьбы оказавшихся на краю пропасти. Ищут родителей не только по городу, но и по всей стране, а также в местах лишения свободы, собирают материалы в суд для лишения вконец опустившихся родителей родительских прав, устраивают дальнейшую судьбу детей, следят за тем, чтобы жилье, на которое имеет право ребенок, не продавалось и содержалось в надлежащем состоянии, хлопочут о назначении пенсии по инвалидности или потере кормильца. На это уходит год и более, и все это время ребенок без статуса проживает в «Росинке». Только за 2004 г. силами работников детского дома были устроены судьбы 28 подопечных. 17 детей были усыновлены, 4 ребенка вернулись в семью, на троих оформлено опекунство, еще четверо направлены в коррекционную школу.
Конечно, можно рассовать по другим приютам тех детей, которые в настоящий момент живут в «Росинке». Но кто будет заниматься проблемами определения статуса других детей, которые сегодня бродяжничают или окажутся на улице завтра? Кто-то из них, возможно, на время попадет в реабилитационный центр или детскую инфекционную больницу. Но, поскольку задачи и цели у этих учреждений иные, рано или поздно они вернутся к родителям, которым не нужны, на улицу, в подворотню, в теплотрассы. Скорее всего, через полгода, в крайнем случае, через год возникнет острая необходимость создания учреждения, занимающегося подобными вопросами. Так какой смысл разрушать уже сложившийся коллектив, терять те драгоценные опыт и связи, которые наработали специалисты «Росинки», ломать, чтобы завтра восстанавливать?
Хорошо, если информация о финансовой поддержке детского дома банкирами подтвердится. А если нет? Эта неопределенность держит коллектив детского дома в постоянном нервном напряжении. Впрочем, у директора «Росинки» О. Шестеркиной есть свои предложения по решению проблемы финансирования. По тем сметам, которые Ольга Константиновна показывала мне, все финансирование детского дома обходится городу в 4 млн. рублей. И львиная доля затрат приходится на оплату коммунальных услуг. Она предлагает разделить их на все коммунальные службы, тогда получатся весьма незначительные суммы, которые коммунальщики могли бы списать в убытки или оформить каким-то иным способом. Правда, в этой связи вспомнился мне телевизионный сюжет, рассказывающий о том, как в одном российском городе газовики отключили подачу газа к Вечному огню у братской могилы советских солдат и выставили счет городской администрации. С точки зрения рыночной экономики как будто все правильно, а вот с человеческой… Хочется верить, что нашим монополистам близки не только корпоративные интересы, но не чужды и общечеловеческие ценности.
И сейчас детскому дому помогает очень много бескорыстных и щедрых людей. Каждый день бесплатно хлеб в «Росинку» привозит владелец пекарни «Каравай» Абрамова, вещи поставляет «Седьмой элемент», муку, крупу, макаронные изделия – фирма «Ермак». И многие другие орчане помогают детскому дому. Далеко не состоятельные люди несут со своих садовых участков излишки: огурцы, кабачки, зелень, помидоры, фрукты и ягоды. Добросердечные бабули к зиме снабдили всех детей «Росинки» теплыми носками. А сотрудники детского дома каждый год собственными силами делают ремонт здания, создавая для своих подопечных, по возможности, домашнюю обстановку.

Татьяна Зиннатуллина

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.