Неужели в самом деле все «Газели» обнаглели?
- Общество
- 14-03-2006
Когда два человека в XIX веке не могли прийти к соглашению, единственным выходом была дуэль. Мы возрождаем старый обычай! Только наши «дуэлянты» будут драться на словах, а не на пистолетах. А «секундантами», поддерживающими ту или иную сторону, выступят читатели. Ещё одно нововведение — присутствие нейтральной стороны: компетентного лица, не занимающего ничьей позиции, но имеющего своё веское мнение по каждому вопросу. Осталось рассказать, из-за чего, собственно, сыр-бор. Из-за «Газели», выходящей на муниципальный маршрут без муниципального на то благословения.
Мы приглашаем на СПОРплощадку представителей власти и бизнеса. К барьеру, господа!Вот уж кто действительно может считаться первым «охотником» за дикими «Газелями», так это В. Головырских, начальник сектора муниципальных коммуникаций администрации города. За два месяца пребывания в новой должности он сделал, по крайней мере, три вещи: посчитал, сколько маршруток колесит по орской земле без всякого на то законного основания, провёл с крупными перевозчиками ликбез с целью «одомашнивания» их транспортных средств и, наконец, перейдя от слов к делу, учинил над «дикими» микроавтобусами расправу. Встречайте человека, бросившего частным перевозчикам «перчатку»!
Колёса прочь от орской земли!
— Владимир Данилович, поправьте меня, если я ошибаюсь: с 1 марта сотрудники милиции начали требовать с водителей «Газелей», помимо лицензии на осуществление пассажирских перевозок, схему маршрута и график движения, наличие которых свидетельствовало бы о регистрации в администрации города. Итак, охота на дикие «Газели» началась?
— Прежде чем выступать ярым оппозиционером, замечу: ничего против самой идеи частных перевозок не имею. Ситуация в городе критическая. Из 52 муниципальных автобусов, принадлежащих «Пассажирскому автомобильному хозяйству», на маршруты в состоянии выйти всего около 26. Износ трамвайных вагонов составляет почти 70 процентов, путей – около 80-ти. Таким образом, «Газели» несут на своих «плечах» львиную долю нагрузки по пассажирским перевозкам.
— Так стоит ли их «стреноживать»?
— «Газели» не должны оставаться «без привязи». Получив лицензию, перевозчик обязан прийти в орган местного самоуправления и решить вопрос о возможной работе на городской земле. В феврале мы посчитали, сколько микроавтобусов выходит на муниципальные маршруты. Получилось 518 единиц транспорта, из которых зарегистрированных на тот момент было 340. Следовательно, остальные 40 процентов — «партизаны».
— Но, позвольте, получается какой-то парадокс! Есть лицензия на осуществление перевозок, но нет возможности ею воспользоваться. Потому что земля, по которой мы ходим, стоит каких-то денег…
— Мы отдаём её даром. Правда, оформление паспорта, в который входит полное описание маршрута, стоит 4 тысячи рублей, но это точно такая же услуга, как, например, ремонт бытовой техники, и её оказываем не мы, а МУП «Управляющая компания «Транспортная».
Поймите, регистрация не мною придумана. Есть закон «Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области», который гласит: «Органы местного самоуправления ведут реестры регулируемых автомобильных маршрутов и выдают на них паспорта». Перевозчики должны уяснить: вся городская земля принадлежит муниципальному образованию. И разрешение на пользование этой землёй должна давать городская власть. А у нас творится, не побоюсь этого слова, вакханалия. Получил лицензию — и вставай на муниципальный маршрут!
— Но ведь большинству горожан без разницы, кому принадлежит земля. Ходит «Газель», и хорошо. А «дикая» она или «домашняя» — значения не имеет.
— А как же вопросы дорожной безопасности?! Незарегистрированный перевозчик может не утруждать себя подписанием трудового договора с водителями. То есть взял Ваньку с улицы, сказал ему: «С тебя — тысячу рублей» — и отпустил на «вольные хлеба». Соблюдает ли он ПДД, проходит ли медицинское освидетельствование, отдыхает ли каждые два часа по истечении 6 часов рабочего времени, как то предписывает закон «Об охране труда», неизвестно!
Когда перевозчик приходит на регистрацию, мы с ним беседуем, разъясняем, что и как. Спрашиваем, сам он будет работать или наймёт водителя. Во втором случае предлагаем заключить договор найма, который можно оформить в отделе по труду администрации города. Документ носит долгосрочный характер. Следовательно, взять на работу Ваньку с улицы будет уже сложнее. А потом, есть закон, предписывающий обязательную уплату налогов. Предпринимателю, нанимающему работника, недостаточно сказать: «Давай, Маня, вставай, будешь яйцами торговать». Маня должна быть оформлена, а работодатель обязан отчислять в различные фонды процент.
— Как будете карать «дикарей»?
— По закону.
Закон от 1 октября 2003 г.
«Об административных
правонарушениях
в Оренбургской области».
Ст.41. Осуществление пассажирских перевозок без согласования графиков и маршрутов с органами местного самоуправления влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (1 МРОТ = 100 руб.), на должностных лиц — от 15 до 30 МРОТ, на юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ.
Те же действия, совершённые повторно,.. влекут наложение административного штрафа на должностных лиц — от 30 до 50 МРОТ, на юридических лиц — от 50 до 200 МРОТ.
Дай пять! Рублей…
— Владимир Данилович, гораздо больше незаконности передвижения по орской земле рядовых горожан волнует незаконность повышения частными перевозчиками платы за проезд…
— Мой вам совет: не давайте водителям более 5 рублей. Согласно Постановлению областной администрации «Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами автомобильного общественного транспорта на территории Оренбургской области» от 24 февраля 2004 года стоимость одной поездки на микроавтобусе в Орске составляет именно столько. Ни протяжённость маршрута, ни время суток не могут её изменить.
— Но ведь даже в Бузулуке, который намного меньше нашего города, предельный тариф — шесть рублей…
— Потому что в Бузулуке частные перевозчики не сидят сложа руки, а составляют расчёты, которые ясно свидетельствуют о нерентабельности маршрута. Местная администрация ходатайствует за них в областной и даёт делу ход. Почему бы орским предпринимателям не поступить так же?! Пересмотр предельных тарифов осуществляется по инициативе органов местного самоуправления в случае обращения перевозчиков один раз в три месяца. Подчеркну: в случае обращения! Прошло два года с момента вступления вышеупомянутого постановления в силу, и что мы видим? Никто (а для того, чтобы внести изменения в документ, достаточно желания, подкреплённого экономическими выкладками, хотя бы одного предпринимателя) не обратился к нам с ходатайством. И это при существовании некоей организации, выступающей якобы в роли защитника интересов частных перевозчиков.
— Вы говорите о НП «Пассажирский альтернативный транспорт»? Но почему «якобы»?
— Потому что их цель — не защита интересов перевозчиков, а борьба с городской властью. Здесь я вам большой тайны не раскрою. Известно, что представители этой организации не гнушаются даже физическим воздействием на прошедших регистрацию частных перевозчиков. Лучше бы помогли предпринимателям произвести все необходимые расчёты для пересмотра постановления… К слову, последнее изменение в документ было внесено 2 июня 2005 года. К сожалению, в пользу других, не орских, перевозчиков. Пересмотр обоснован в случае существенного изменения затрат на текущую эксплуатационную деятельность автомобильного транспорта, вызванного инфляционными процессами. А вы посчитайте, насколько вырос в цене газ! Объективно тариф может быть пересмотрен. Но только законным путём!
— Таинственное исчезновение из некоторых маршруток объявлений с требованием червонца — ваша работа?
— Работа городской администрации. Нужно довести до сведения горожан, что нарушители областного закона обязательно ответят по статье «Самоуправство» КоАП. Сотрудники милиции уже начали проверять «Газели», требовать снятия объявлений, свидетельствующих о превышении тарифа, и выяснять, на каком основании водитель берёт с пассажиров больше, чем положено. Постепенно мы наведём порядок и в этой области. Пощады не будет никому.
Кодекс РФ
об административных
правонарушениях:
Ст. 19.1. «Самоуправство».
Самоуправство... влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти МРОТ.
Надежда Баяндина
Многие ли могут ответить на, казалось бы, простой вопрос: что такое гражданское общество? Узрели его россияне после выхода в свет ныне действующей Конституции? Главные черты такого общества – наличие у людей прав, свобод и обязанностей, закрепленных законодательно и защищаемых специальными структурами. И центром внимания во взаимоотношениях «человек — государство» является первый из этой пары. Давайте приглядимся к действительности. Кто защищает наши права?
Знакомьтесь: директор некоммерческого партнерства «Пассажирский альтернативный транспорт» («ПАТ»)
В. Ходзицкий. В споре между представителями властных структур и работниками гораздо менее престижных профессий он неизменно встает на сторону последних.
Водительские права есть. А право на труд?
— Виктор Анатольевич, вы давно известны в городе благодаря трениям с его администрацией. И в этот раз вновь вынуждены выйти на сцену: из-за очередных гонений на перевозчиков…
— Хотя обеспечение населения города транспортом — прямая обязанность органов местного самоуправления, создается впечатление, что орская администрация, вставляя палки в колеса частным перевозчикам, пытается оставить город без транспорта, т. к. городской (муниципальный) транспорт на сегодняшний день находится в незавидном состоянии.
— Но муниципалитет не собирается избавляться от «Газелей». Лишь намерен поставить их на учет.
— Хочется верить, но опыт прошлых лет не позволяет. Начиная работать, любой предприниматель, регистрируясь в налоговой инспекции в соответствии с Гражданским кодексом РФ, получает право на предпринимательскую деятельность. А в соответствии с «Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом» приобретает разрешение на осуществление перевозочной деятельности. Более ни к какой регистрации законы РФ нас не обязывают, и в соответствии со ст. 18 Конституции лицу, реализующему свои права человека и гражданина, дополнительного разрешения от исполнительной власти не требуется.
Из верховенства федеральных законов вытекает требование точного и неуклонного их соблюдения, исполнения и применения, соответствия им всех нормативных правовых актов, принимаемых органами исполнительной власти, субъектами РФ и органами местного самоуправления.
— Вы уже много раз общались по этому поводу с представителями администрации. С вашей точки зрения, зачем они пытаются ввести контроль над частным пассажирским транспортом?
— По данным ГИБДД, в городе — одно количество автобусов, по данным транспортной инспекции, – другое, а по уплате налогов – третье, и отнюдь не в пользу налогов.
Естественно желание руководства — ответить на вопросы, кто эти перевозчики, сколько их, и как бороться с неплательщиками налогов? Другое дело, какие методы для этого использовать. Мы тоже за открытость и законность. Но, думаю от репрессивных мер пострадают и правые, и виноватые.
В «ПАТ» состоят примерно 2/3 перевозчиков города. И в ближайшее время мы предоставим их данные в администрацию. Надеюсь, что не повторится ситуация трехлетней давности, когда городская администрация пыталась распределять среди перевозчиков право работы в городе. Забыв при этом, что право на предпринимательскую деятельность гарантировано каждому Конституцией и не может быть ограничено даже в условиях чрезвычайного положения.
Конституция
Российской Федерации:
Ст. 34. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
За пять рублей можно ездить только на воде
— Раз уж мы подняли тему защиты прав, давайте обратимся и к правам потребителей услуг, то есть пассажиров. Почему частники увеличивают плату за проезд?
— Потому что хотят выжить. Давайте рассчитаем, какие расходы терпит предприниматель, занявшийся перевозками.
Автобус стоит 300 тысяч (кстати, большинство куплено в кредит). Транспортный налог — пять тысяч в год, ОСАГО — от 2500 до 5000 плюс 900 рублей в месяц единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Кроме того зарплата водителей, перечисления в разные фонды и т. д.
Кстати, машины, как известно, не на воде ездят, а на газе и бензине – это еще 500-700 рублей в день (когда областные дяди придумали пятирублевую оплату проезда, газ стоил 4,5 рубля, а сегодня – 10, да и запчасти не подешевели).
Чтобы окупить ежедневную стоимость горючесмазочных материалов, нужно перевезти 100-150 человек при вместимости маршрутки от 13 до 15. После 22 часов в салоне — 3 человека на 30 км маршрута. Или, может, пусть по вечерам все ездят на такси?
Получается, что для самоокупаемости надо перевезти около 400 человек, или 20-30 тонн в день (это почти на легковой машине). При условии ежедневного пробега 300-400 километров через год-полтора автобус превращается в металлолом. И затраты на ремонт съедают почти всю прибыль.
— А если попробовать договориться с властями полюбовно?
— Пытаемся. А вообще-то не понимаю, как можно вмешиваться в деятельность самостоятельного хозяйствующего субъекта, диктовать цену независимому производителю? Перевозчики имеют патенты, лицензии, платят налоги. На каком основании кто-то пытается вмешаться в их деятельность и установить цену на их услуги?! Они же не перекупщики, не спекулянты. Почему, например, никто не зайдет в магазин и не начнет снимать ценники с товаров только потому, что они ему не нравятся? А ведь там только посредники — производителей нет.
А с «Газелями» — пожалуйста, нечто подобное случилось второго марта на 25-м маршруте.
Другое дело, если администрация города нуждается в перевозках по определенному тарифу, а своего транспорта для этого не хватает. Законодательство в этом случае предусматривает возможность заключения контракта с частником при условии обязательной компенсации выпадающих доходов (но, видно, денег нет).
— Но если «газелист» ездит по муниципальным маршрутам, разве не должен он подчиняться распоряжениям местной администрации?
— Что значит «муниципальный маршрут»? На котором работает городской транспорт? А если на маршруте нет такового? Или вы о собственности на путь следования (т. е. дорожное полотно), которое принадлежит муниципалитету? Вы посмотрите лицензию любого перевозчика. Там написано, что ему разрешены «перевозки по территории РФ». Орск, насколько я помню, тоже пока Россия.
— Вас часто обвиняют в яростном противостоянии муниципальной власти. Обоснованно?
— Ну, так уж и яростном. Просто были прецеденты. Свою правоту мы отстояли. А по большому счету, если бы предпринимателей не притесняли, у нашей организации и работы не было бы. Еще при первой нашей встрече с Юрием Бергом я сказал, что у нас всегда была и будет всего одна просьба — не мешать человеку честно заработать на кусок хлеба. Во-первых, мы и себя обеспечиваем, во-вторых, рабочие места создаем и, наконец, помогаем городу возить пассажиров.
А услышат ли нас – посмотрим. Может, опять придется доказывать свою правоту в судебном порядке. Мы к этому готовы.
Закон «О муниципальном
самоуправлении»:
Ст. 72. «Городская администрация… привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города».
Гражданский кодекс РФ.
«Свобода договора»:
ст. 421. «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством».
Ксения Яркова
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024