РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Конец поголовному обману

В СУД – НА ШКОЛУ ИЛИ ВУЗ?

Беседуя с коллегами, начальник главного управления образования области И. Калина обратил внимание на то, как часто разнятся оценки выпускника по одному и тому же предмету на выпускных экзаменах в школе и на вступительных – в вуз. Нередко это «5» и «2». А ведь экзаменационные листы школы и вуза – это документы, заверенные государственной печатью. Выходит, один из них липовый? И, по сути, ученик вправе подать иск в суд на то или другое учебное заведение, потому что кто-то из них его обманул. И, наверняка, у кого-то бы выиграл! Школа, скорее всего, чаще была бы в проигрыше, оправдывая и утешая себя рассуждением о том, что без взятки, без блата в вуз не поступить… Но взять за руку мздоимцев не так-то просто.
Почему же такая ситуация давно стала нормой, ведь экзамены проводятся по абсолютно одинаковым программам? Да все очень просто: у того и другого ведомства естественные, но разные интересы. Цель школы – всех своих воспитанников выпустить, задача вуза – не всех впустить. Значит, нужна независимая экзаменационная комиссия. И такую возможность как раз и обеспечивает новая, более объективная форма аттестации – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Кстати, принцип этот уже апробирован в нашей области.
ЧТО ПОКАЗАЛ ОБЪЕДИНЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Как рассказал И. Калина, в прошлом году, по инициативе ректора Оренбургского аграрного университета С. Соловьева и с разрешения Министерства просвещения РФ, был проведен небольшой локальный эксперимент не по единому, а по объединенному экзамену на сельских территориях. Одиннадцатиклассники на добровольной основе сдавали выпускной экзамен в школе, и он же являлся вступительным в вуз. Процедуру приема дистанцировали от школы и вуза. В единую экзаменационную комиссию входили представители школ, РОНО, аграрного университета, районной администрации и главного управления образования. Таким образом, поскольку объединились люди с разными интересами, то эти интересы погасили друг друга. И результаты получились более объективными, нежели могли бы быть.
Ребята выполняли задания, которые обычно предлагались на выпускных экзаменах в общеобразовательных школах. И хотя оценка знаний проводилась довольно строго, ученики и родители остались довольны. Ибо жаловаться-то не на кого – что заслужил, то и получил. Может быть, впервые люди поверили, что, несмотря на наличие протекции и взяток в высшей школе, по-настоящему хорошо подготовленный ученик все-таки может поступить в вуз. Только в Асекеевском районе 9 ребят стали студентами аграрного университета, не выезжая за пределы своего района. Отрадная картина наблюдалась и в других районах.
УТРАЧЕНО САМОЕ ГЛАВНОЕ – ВЕРА

Как мне представляется, на встрече с И. Калиной не было равнодушных, ведь Исаак Иосифович касался важнейших моментов жизни не только учителя и ученика, но, по сути, всего современного общества. Трудно не согласиться, к примеру, с тем, что сегодня утрачена вера людей в торжество справедливости в какой бы то ни было сфере, в том числе и в области образования. Действительно, сейчас из числа старшеклассников мало кто надеется на силу своих знаний для продолжения учебы в любом высшем учебном заведении. И уж совсем ограничены возможности наших провинциальных выпускников для того, чтобы стать студентами элитных вузов страны. К сожалению, хороший уровень школьной подготовки не является гарантией поступления в вуз. Какой же тогда мотив у ученика (да и его учителя) к добросовестной учебной работе? Надо честно признать: нынешняя система вступительных экзаменов убила веру в этот постулат, а значит, утрачен и стимул для стремления к высокому качеству работы в школьных стенах. Вуз фактически приватизировал право переэкзаменовки наших детей. «Пятерка» в аттестате выпускника средней школы ничего не значит. Ему тут же устраивают переаттестацию. По большому счету это же противоправно. Согласно закону об образовании, аттестацию выпускника имеет право проводить только независимая государственная аттестационная служба. Но, увы, в стране пока еще нет таковой. И ее функции негласно присвоила высшая школа. Введение же ЕГЭ лишает вузы такой монополии. А ученик, учитель и родители обретают веру в объективность оценки школьных знаний. Одна девочка из Якутии послала свои документы в 9 вузов страны. Ее зачислили в 4. Она выбрала из них один и сейчас успешно в нем учится. Таково одно из преимуществ новой экзаменационной системы. А старая уже настолько себя скомпрометировала, что давно бы стоило попробовать нечто другое.
СКОЛЬКО БАЛЛОВ НУЖНО ДЛЯ «ПЯТЕРКИ»?

При переходе на ЕГЭ вводится стобалльная система оценки результатов. Но существует шкала перевода, и в аттестат школьника идет оценка. Причем, чтобы получить «5», совершенно не нужно набирать 100 баллов. Достаточно и половины. Кстати, ученые рассчитали, что 100 баллов по математике, например, может набрать только один ученик из 1000. Многие опасаются: бедный ребенок, сейчас ему на экзамене может что-то педагог подсказать. А как же потом? Два-три задания не решит – и получит «неуд». Нет, наоборот, школьнику предложат огромный выбор заданий, и ему легче будет обеспечить хорошую оценку. Стобалльная система нужна для того, чтобы вузы могли ранжировать по уровню своих требований учебные результаты выпускников. Мехмат МГУ имеет право, наверное, установить планку для абитуриентов 90–95 баллов, а факультету механизации сельхозинститута достаточно и 50.
СЛУЧАЙ В ГРАЧЕВКЕ

Всем известно, как сильно перегружены наши дети, особенно в старших классах. Признает этот факт и начальник главного управления образования. Причем нередко оценка знаний возводится в культ. Каково в таких условиях одаренным детям? Допустим, ученик талантлив в математике, так его же будут «тащить» и по другим предметам. И стоит Пете снизить успеваемость по химии, его тут же начнут «воспитывать», потому что и по этому предмету он тоже мог бы иметь «пятерку». Правда, никто не знает, зачем ему эта «пятерка», ведь он не собирается дальше серьезно заниматься химией. Но Пете придется изо всех сил стараться, и у него, возможно, будут все пятерки. При этом он потеряет свой дар математика. И здоровье тоже. Ладно еще, если только здоровье. Исаак Иосифович рассказал участникам встречи случай в Грачевке. Там учителя додумались проводить родительское собрание по успеваемости совместно с детьми. Другое дело, если бы обсуждались какие-то общие вопросы школьной жизни. Но на таком собрании «разбирали» успеваемость каждого. У одной девочки выходило две четверки за четверть, а она могла бы быть отличницей. И ей принародно делали внушение. После собрания она пришла домой чуть раньше родителей и повесилась…
Так вот, введение ЕГЭ предполагает разгрузить учащихся, потому что сама собой отпадет борьба за хороший аттестат.
О ТОМ, КАК ВСЕ ЭТО БУДЕТ

Учителей интересовали организационные тонкости нового дела. И они получили ответы на все вопросы. Что касается объема эксперимента, то широта его будет зависеть в первую очередь от того, какую смету министерство примет у нашей области к своему финансированию. Подана заявка на 240 приемных пунктов. Их оборудование будет осуществляться за счет федерального бюджета.
В сельской местности планируется проводить экзамен на базе «опорных» школ, соответственно подготовленных для этой цели. А в городах предполагается использовать аудитории вузов.
Выбор технологии проведения экзамена зависит от желания участников эксперимента. Какие-то территории, видимо, пойдут на бланковый вариант, а где-то предпочтут компьютерный. Кстати, в прошлом году Оренбургская область, благодаря хорошей организации и развитой сети электронной почты, заняла первое место в России по охвату школ компьютерным тестированием. Управление образования не намерено «давить» в выборе подходящего варианта.
В смету расходов заложено и проведение в середине мая репетиционных экзаменов по опробованию избранной технологии. Естественно, планируется организация различных курсов, учебных семинаров с педагогами, руководителями школ и приемных пунктов.
Количество экзаменов в рамках ЕГЭ также напрямую связано с объемом средств, которые выделит министерство просвещения. На многие специальности вузов режим не изменится. А вот школы Орска все станут участниками нововведения.
И. Калина объяснил, почему он сейчас является сторонником вхождения области в эксперимент. Дело в том, что через два-три года страна уже полностью перейдет к этой форме аттестации. И гораздо легче входить в новое дело осторожно, постепенно нарабатывая опыт, не замахиваясь на всеобщность иной технологии. Одним махом ставить крест на прежней системе неразумно и опасно. Чем раньше начнем, тем тверже и увереннее пойдем дальше по новой дороге.
И, наконец, самое главное. Выпускникам совершенно не следует опасаться предстоящих перемен. Сдавать ЕГЭ гораздо легче. Ну а если кому-то все-таки не повезет, и будет «светить» неуд, то на первых порах эксперимента его все-таки не поставят. В аттестат пойдет удовлетворительная оценка, с учетом итоговой годовой.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.