Посторонним вход... разрешён
- Общество
- 18-04-2006
Стоять, бояться! Особая территория – школа. Здесь живут дети. Самые непредсказуемые на свете существа. А значит, все может случиться. Потасовки пьяных учеников на вечерних дискотеках, трудные подростки, терроризирующие малышей, малолетние вымогатели. Прецедентов масса. Иногда опасность может прийти извне: помните Беслан? Значит, современная школа должна быть хорошо охраняемой. На первый взгляд, так и есть: на окнах первых этажей – решетки, компьютерный класс – за железной дверью, на входе – охранник, в кабинете директора – «тревожная кнопка». Но действительно ли наши дети в стенах школы находятся под надежной защитой? Попытаемся проверить.
Разруха в головах
Для того чтобы оценить уровень бдительности дежурных вахтеров, мы не стали дебоширить или подкладывать пакеты-муляжи с неизвестным содержимым, избрав самый простой и в то же время самый показательный метод: один – вахтера отвлекает, другой – пытается проскочить якобы к директору. Выдержать журналистскую проверку предстояло охране трех произвольно выбранных школ: № 52, 11 и 35.
Сначала направляемся в школу № 52. Фотокорреспондент заходит первым и начинает расспрашивать вахтера о том, как можно пройти к директору. Выждав минуту-другую, я преспокойно миную охранника и поднимаюсь по лестнице на второй этаж. Личность незнакомой девушки у вахтера не вызвала никаких подозрений. Зато не осталась я не замеченной школьной учительницей, которая тут же поинтересовалась, к кому и зачем иду. А узнав, что это «ОХ» проводит эксперимент, даже согласилась ответить на пару вопросов. С ее слов, в школе вахтерами посменно работают мужчина и женщина. И если женщина-вахтер добросовестно «несет службу», то мужчина трудится спустя рукава. Что же касается детских драк и разборок, то с этим разбираются сами учителя.
На выходе я встретилась с пожилой женщиной, ведущей внучку в школу.
– Устраивает ли вас работа школьной охраны? – интересуюсь у нее.
– Да как-то не задумывалась об этом. Правда, родителей всегда останавливают. Прежде чем попасть к учительнице, надо паспорт предъявить.
Это раздражает.
В школе № 11 ситуация оказалась еще более забавная. На подходе мы столкнулись с возвращающимися с субботника учениками. Затерявшись в толпе, ловко проскальзываем через пункт охраны незамеченными. Да это и несложно, ибо вместо того, чтобы находиться на своем рабочем месте, охранник болтал с уборщицей. Так что «в случае чего» он даже примет наших описать не смог бы.
На очереди – школа № 35. По уже отработанной схеме фотокорреспондент входит в здание первым, я выжидаю и иду за ним. Не говоря ни слова, пытаюсь проскочить мимо человека в камуфляже. Стоп. За спиной слышу: «Девушка, вы куда?» – «К директору». – «Одну минуту, я должен посмотреть ваши документы».
Добросовестным охранником оказался С. Диде, сотрудник одного из частных охранных агентств.
– У фирмы, в которой я работаю, со школой заключен договор, – рассказал Сергей Петрович. – Я обязан записывать данные каждого приходящего, обеспечивать поддержание порядка в школе и на примыкающей территории. Работаю полгода, пока серьезных происшествий не было. Приходилось выводить выпивших граждан, утихомиривать расхулиганившихся учеников, не более.
Это практика. Так есть. А как должно быть? Кто в первую очередь отвечает за безопасность детей в школе? Почему современная школа в принципе не может обойтись без охраны?
Деньги посчитай, а потом выбирай!
Подавляющее большинство российских школ построено в советское время. Сооружались они не только как место, где дети будут получать знания, но и как культурные центры для подрастающей молодежи. И тогда, и сейчас школы работают до позднего вечера, являясь колыбелью развития детского творчества, массового детского спорта. В страшном сне не могло присниться, что однажды школа вынуждена будет прятаться за железными решетками и грозной фигурой человека в камуфляже.
Но в истории взаимоотношений «школа – охрана» имеется вполне конкретная точка отсчета – 1 сентября 2004 г., когда произошла бесланская трагедия. Именно тогда президент В. Путин, а вместе с ним и Министерство образования РФ в один голос заявили, что администрация образовательных учреждений обязана обеспечить безопасность учащихся. Заявить-то заявили, а где деньги на ее обеспечение взять, не сказали. Бременем тяжких раздумий о том, кто, как и за какие деньги будет охранять российские школы, озаботились областные министерства и городские управления образования. Было очевидным, что при отсутствии средств в бюджете основная часть расходов ляжет на плечи родителей. Однако требовать полной оплаты услуг охранных агентств с мам и пап учеников было бы несправедливо, да и нереально. Решено было создать тендерную комиссию и из нескольких частных и государственных охранных предприятий выбрать те, которые предложат наиболее выгодные условия оплаты своих услуг. Последнее слово оставалось за директором конкретной школы. Мы обратились к одному из них с просьбой рассказать о своем опыте найма охраны.
– Изучив рынок предложенных услуг, мы остановили свой выбор на одном из частных охранных предприятий, – поделилась директор школы № 31 Н. Антипова. – Договор помогло заключить Управление образования, поэтому на установку и обслуживание «тревожной кнопки» нам предоставили значительные скидки. Школа охраняется круглосуточно. У нас уже была возможность проверить оперативность работы охраны. Однажды во время урагана в классе на верхнем этаже открылось окно. Дежурный сторож нажал на кнопку. Наряд прибыл в школу в считанные минуты и быстро ликвидировал это маленькое ЧП.
На оплату охраны и содержание кнопки с каждого ребенка взимаются ежемесячно пять рублей. Такое решение было принято на совете школы при участии родителей. У других фирм нас не устроила оплата.
Человек с дубинкой – синоним несвободы
Помимо «тревожной кнопки», практически в каждой школе практикуются вахтовые дежурства. По сути, школьный вахтер – тот же охранник. Как правило, единица вахтера значится в штатном списке сотрудников школы и зарплату он получает не очень большую. Тем не менее на эту должность с удовольствием идут безработные женщины, мужчины и пенсионеры. Отдельные школы подходят к выбору вахтового охранника более серьезно и обращаются к услугам охранных агентств или даже казачьего общества.
Вахтер должен фиксировать в тетради учета всех приходящих в школу, записывая фамилию, имя, отчество, паспортные данные, точное время и цель визита. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, например, драки учащихся, должен суметь ее прекратить.
Но больший груз ответственности за безопасность детей лежит все-таки на администрации школы.
– Сейчас я очень настороженно отношусь к просьбам провести на территории школы, например, спортивные соревнования, – говорит директор Антипина. – Обязательно наведу справки о личности организаторов. Хотя прекрасно понимаю, что присутствие человека с дубинкой несколько противоречит убеждению ребенка в том, что он независимая личность и что школа в первую очередь ориентирована на поддержание нравственной свободы этой личности.
Среди прочих мер совместно с органами внутренних дел в школах регулярно проводятся учения по отработке плана и путей эвакуации учащихся в случае возникновения ЧС.
А вот что говорит по этому поводу начальник Управления образования А. Пожар:
– Каждая школа решает сама, к какому охранному агентству ей обратиться. Все зависит от материальных возможностей, прежде всего, родителей, которые вынуждены эту услугу оплачивать. Сегодня все школы Орска, не считая сельских, охраняются.
Фото Дмитрия Бикбова
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024