Верный пес дважды спас хозяина
- Общество
- 03-05-2006
Если кошки жили в нашем доме постоянно, то из собак я запомнил одну. Мать подобрала ее в городе примерно месячным щенком. Жили мы тогда в казахском ауле, который после прошедшей в стране коллективизации назывался колхозом «Жана-Тан» (новая заря).
Мать устроила кутенка в старой плетенке, поила его молоком, кормила манной кашей. Отец был бесконечно рад находке. Он тоже как мог опекал нового члена семьи. Мне и младшему брату не разрешалось брать Джо, как мы его назвали, из колыбели. Щенка подложили кошке Маруське, кормившей своих котят. Малыши прекрасно уживались. Джо рос вялым. А когда ему исполнилось примерно три месяца, он решительно покинул кошачью компанию и постоянно вертелся в ногах нашей матери, выпрашивая лакомство. Или стремился убежать во двор, где с громким тявканьем гонялся за курами.
Когда щенку пошел шестой месяц, отец вплотную занялся его воспитанием. Работал отец колхозным счетоводом. Контролировать и нормировать его труд никто в казахском селе не мог. Председателем колхоза был казах, более-менее умеющий говорить по-русски, но с трудом читал и писал. Отец даже был хранителем колхозной печати. Пользуясь полной свободой, счетовод мог сутки или даже более бродить по окрестным озерам. С собой он всегда брал и подрастающего Джо. Степное приволье, хорошее питание, уход и любовь хозяев сделали свое дело.
Кпервым снегопадам Джо уже начал грамотно брать след зайца, корсака или лисицы. Догнать зверьков он, конечно, не мог. Но выгонять их из зарослей прямо на охотника научился. Хорош Джо был и на весенней охоте. Он бесстрашно бросался за подраненной птицей в холодную воду, никогда не терял ее след в камышах. Умело помогал Джо хозяину добывать и полевую птицу. В ковыльных степях, окружавших наше село, обитали куропатки, перепела, даже дрофы. Сеттер, взяв след, должен преследовать дичь тихо, не облаивая ее. Почуяв, что добыча, устав петлять в зарослях, затаилась где-то недалеко, охотничья собака делает так называемую стойку. Она как бы приседает на задние лапы, приподнимает одну из передних и готовится к прыжку. «Сеттер» – слово английское, буквально означает «приседающий». Охотник, следуя за собакой и увидев, что она сделала стойку, уже вскидывает ружье и готовится выстрелить.
Зиму и следующую весну я постоянно пропадал с отцом на охоте. Отец не переставал хвалить свою собаку и почти не расставался с ней. Она даже спала с ним в одной комнате. Городские охотники, приезжающие к отцу в гости и вместе с ним наблюдающие, как наша собака работает в поле и на воде, с завистью и большим уважением отзывались о Джо. Многие пытались выпросить собаку на определенный период в город, чтобы он осчастливил их собак породистым потомством. Отец не решился на это, даже когда один из знаменитых охотников пообещал взамен подарить ружье бельгийского производства. Обида вскоре переросла в черную злобу и принесла отцу впоследствии немало неприятностей. Но и отец был принципиален: за то, что собаки породнятся, требовал пару щенков.
Через некоторое время отец поступил завхозом в Орскую геологическую партию. Летом он выезжал в поле на разведку недр. С собой он брал и Джо. Как-то раз разведчики недр работали в Иргизской степи. Это в 100-120 километрах от Домбаровки. Отец, обеспечив их всем необходимым инструментом, решил поохотиться на близлежащих озерах и угостить своих товарищей дичью. Пробраться на середину болота, где в основном держалась птица, было невозможно: ноги увязали в грязи, болото засасывало людей. Отец сделал из досок что-то вроде лыж. На облюбованном месте его ждала удача. Когда стал возвращаться на берег и миновал устойчивый грунт в камышах, веревка на одной лыже порвалась. Нога увязла до колена. От резких движений оторвалась вторая лыжа. Охотник выбился из сил и стал звать на помощь. Джо он оставил на суше. Собака лаяла и металась по краю озера, затем затихла. Когда болото стало поглощать человека, на берегу показался Джо, а вслед за ним – всадник на верблюде. Выбрав место, он подозвал к себе Джо, привязал к ошейнику веревку из конского волоса. Отец из последних сил закричал: «Ко мне, Джо!» Собака бесстрашно кинулась к хозяину.
Отец не мог понять, как чабан, пасший отару в двух или даже более километрах от озера, мог услышать его крики. Чабан объяснил это очень просто: «Моя видал – твоя на озеро с собаком ходил, потом твоя мал-мал стрелял, потом собака один моя прибегал, звал меня. Много-много лаял. Я понимал: собака говорил, хозяин спасать надо».
Второй раз Джо спас отца, когда он ушел работать прорабом на строительство железнодорожного моста через Урал. Он сделал для меня шалаш на берегу затона. Джо был со мной. Ночью я проснулся и, не обнаружив пса, начал искать его в окрестностях. Наверное, убежал к отцу, подумал я.
Отец вместе с другими руководящими работниками стройки проживал в одном из домиков недалеко от залива. Вдруг оттуда послышался злобный лай. Я прибавил шагу. Из строений выбегал народ. Кому-то связывали руки. Отец держал за ошейник собаку.
Как позже выяснилось, это был заключенный. Беглец хорошо знал обстановку, решил глубокой ночью проникнуть в одну из комнат, убить ее обитателей и завладеть одеждой, документами, а также деньгами. Он уже заносил нож над первой жертвой, но на него бросился Джо. Яростный лай собаки поднял всех жильцов. Злодей был обезврежен.
Джо за свой подвиг был награжден именным ошейником, а отец получил денежную премию. Он еще долго служил нам и остался в памяти у всей семьи.
Виктор Дырбов
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024