Школа без двоек вполне возможна
- Общество
- 11-05-2006
Осенью по центральному телеканалу была показана передача о школе № 6 г. Кушва Свердловской области. Передача была интересна тем, что рассказывала об образовательном процессе в этой школе, построенном на работе без двоек. Побывав там и убедившись в достоверности факта, выступив на городском заседании директоров, я решила еще раз коснуться этого вопроса через печать, так как у многих возник интерес к такому нестандартному подходу к обучению детей. Кстати, в этом году и наша школа № 56 переходит на бездвоечную систему обучения.
С учебной деятельностью и, в частности, с ее оценкой связана повышенная заболеваемость детей, основанная на психосоматике. Частые болезни связаны с постоянными стрессами, страхами перед контрольной, экзаменом, учителем, двойкой. У детей наблюдается высокая тревожность, что ухудшает усвояемость учебного материала.
Всем известно, что, когда охватывает страх, мысли работают хаотично, а порой и вовсе наступает ступор. Лишь в состоянии покоя, в атмосфере доверия и взаимопонимания разум работает в нормальном режиме.
В школе работает педагог-психолог, ведь в каждом классе есть дети с повышенной тревожностью. А сколько ребят с девиантным поведением! Работы непочатый край. Но, как правило, мы боремся со следствием, а причина остается. Это негативная информация, которая навязывается отовсюду, социальная неустроенность и, конечно же, отрицательный опыт в процессе обучения. У любого взрослого в воспоминаниях о школе есть негативный момент, оставшийся на всю жизнь. Чаще всего это связано с межличностными отношениями, где система оценивания – самое яркое пятно в памяти.
Многие педагоги предлагают для оценивания разные подходы: по 100-балльной системе, по безоценочной (как в пос. Калья Свердловской области), по бездвоечной.
Всем известно, что лишь первая двойка «встряхивает», а все последующие вызывают агрессию. Ребенок вовсе перестает учиться: «А зачем? Я плохой, ну и пусть!» Беда в том, что мы очень быстро привыкаем к стереотипам, отчего и появляется: «Он может учиться только на тройки», «Ему не дано», «Это беспробудный лентяй», «Непробиваемый двоечник» и так далее. Ярлыков много, а за ними – судьбы детей. Психологи говорят, что человека нужно воспринимать таким, каков он есть, помогать ему развиваться, быть успешным. Как раз бездвоечная система помогает решить эти вопросы. Путь к этому сложен, но оправдан. Оправдан сохранением здоровья не только учащихся, но и самих педагогов. Неправильно будет думать: «Не ставьте двойку – и все!» На самом деле все куда сложнее: как, не стращая двойкой, добиться хороших результатов?
Основываясь на взглядах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, А. Макаренко, педагоги выработали систему отношений «учитель – ученик – родитель», которая позволяет решать проблемы образования без двоек.
Если учитель – помощник, а не каратель, то и нет страха, есть только стремление вперед. Где успешный ученик? Там, где его понимают и помогают, где ценят каждый его шаг и поддерживают, когда он оступается. Мы привыкли к тому, что нас ругают. Сначала сопротивляемся, а затем вовсе не обращаем на это внимания, останавливаемся на том, что собственная самооценка важнее. Посмотрите, как мы теряемся, когда нас хвалят. Даже ощущаем неловкость, потому что слышим похвалу редко.
Убеждая учителей в положительных результатах при бездвоечном подходе, вспоминаю этапы развития ребенка: ходить научился не потому, что его первые шаги оценивали, а потому, что помогали; держать ложку смог не потому, что оценивали, а потому, что поощряли. В детском саду, в первом классе, при безоценочной системе, дети программу усваивают, причем все по-разному, как и ходить, держать ложку, говорить. Потому что все дети разные, у всех разные пути развития.
Когда дети сталкиваются с трудностями, пытаются от них уйти, я им говорю: «Трудности надо преодолевать точно так же, как в компьютерной игре: не прошел один уровень – не попадешь на следующий». И только от твоих стремления и желания зависит – застрянешь или рванешь вперед.
Побывав в далекой школе без двоек, могу однозначно сказать: система работает, она оправдана. Это чувствуется в общении с учениками, педагогами и даже директором школы. Царит аура добра, взаимопомощи, любви человека к человеку. И это не фантастика. К фантастике можно отнести идею города без двоек. Но, как известно, все фантастично лишь вначале, а затем мечта становится былью.
Людмила Менделуцева, директор школы № 56
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024