И дров наколют, и воды принесут
- Общество
- 08-06-2006
Каждый день независимо от погоды на стуле у калиточки своего дома сидит старушка. Все высматривает кого-то. Одиночество на старости лет, к сожалению, нередкое явление. Центры социального обслуживания появились у нас около двух десятков лет назад, и теперь уже трудно представить жизнь одиноких пожилых людей и инвалидов без помощи соцработников. На одного такого служащего приходится по четыре и более подопечных. К каждому из них они приходят два-три раза в неделю, чтобы принести лекарства, продукты, помочь прибраться, приготовить обед. Практически вся домашняя работа ложится на плечи людей этой профессии. Порой им приходится делать то, что отказываются выполнять дети брошенных стариков: водить в туалет, купать, стричь и даже хоронить.
Сложнее всего приходится тем, кто работает в отдаленных от города районах: Ударнике, Ори, Тукае, Крыловке… Эти и другие поселки находятся на обслуживании орского центра социального обслуживания. В одно из отделений центра мы отправились накануне профессионального праздника социальных работников.
В Ударнике проживают 1300 человек, большая часть из которых – пенсионеры. Самые немощные находятся на обслуживании орского МУЦСО.
– Девять соцработников и двемедсестры ежедневно обслуживают более 50 стариков, – рассказывает по дороге заведующая отделением В. Крышкина.
Соцработникам надо и воды принести из колонки, и засадить огород, и наколоть на зиму дров, и др. В поселке отношения между служащими и их подопечными больше похожи на родственные, чем деловые. И посещают они стариков несколько раз в день.
До седьмого пота
Н. Колбасенко работает социальным работником в Ударнике двенадцать лет. Старушки, которых она обслуживает, успели привыкнуть к ней и полюбить. Как и у остальных соцработников поселка, ее рабочий день начинается в 7-8 часов. Первоочередная задача – наносить из колонки воды для всех подопечных. А с водой в Ударнике проблема: на село – 3 колонки. После уборки дома и, если требуется, приготовления обеда Надежда Викторовна отправляется за покупками. Пенсионеры – народ небогатый, а потому просят приобретать товары там, где дешевле. Вот и приходится ехать в город. По нормам они не должны носить более 7 килограммов за раз, но соблюдать это правило сельским женщинам никак не удается. Таскать на себе приходится намного больше, хотя доплаты за это нет.
– Мы сами виноваты, – поясняет Надежда Викторовна. – Разбаловали наших бабушек и дедушек, приучили к тому, что закупаем продукты на оптовых базах, хотя в местных магазинах есть все необходимое, но на рубль дороже. Иногда и экономия получается незначительная, больше на дорогу уходит. Кроме продовольственных «шоп-туров», много других хлопот: купить лекарства в аптеке, оплатить коммунальные услуги, оформить или переоформить различные льготы.
– По закону социальный работник имеет право на внеочередное обслуживание, но люди всегда неохотно пропускают нас вперед, бывает, и скандалят, – делится Колбасенко. – Приходится приспосабливаться. У каждого соцработника свои секреты, позволяющие и время сэкономить, и максимально удовлетворить нужды людей.
С одной из подопечных Надежды Викторовны я познакомилась на улице, у ее подъезда.
– Вот и Надюша моя идет! – воскликнула бабушка Рая, увидев ее. Старушка рассказала, что много лет назад приехала в когда-то процветающий совхоз из Читы с четырьмя детьми. На сегодня у нее в живых остались только две дочери, да и те живут далеко.
– Мне – 81 год, – рассказывает Раяна Шарифулловна. – Несколько последних лет живу одна. Дочки два-три раза в месяц приезжают, совсем уж не бросают. Я их понимаю – сегодня жизнь тяжелая, некогда им. А Надя несколько раз в день прибегает ко мне. И помои вынесет, и борщ сварит, и в квартире уберет. Навещает и в нерабочие дни. По пятницам и субботам купает меня в бане. Я к ней очень привыкла, жду как дочку родную.
В соседнем доме живет пенсионерка Анна Федоровна. Она несколько месяцев назад поскользнулась на улице и сломала бедро. За ней закрепили соцработника Т. Ивлеву, которая ежедневно обтирала старушку, обстирывала, кормила. Никто не верил, что бабушка снова начнет ходить. Однако Анна Федоровна поднялась, хоть и на костылях, но уже выходит на улицу.
Вынужденная профессия
Когда знакомишься с трудом социальных работников ближе, то с горечью понимаешь, насколько мала плата за их тяжелую и самоотверженную работу. Но текучки кадров в этой профессии не наблюдается. Многих привлекает относительно свободный график, другие не нашли работы по специальности. Что касается Ударника и других отдаленных поселков, то здесь на должность соцработника – очереди. Работы в селе нет, и стабильные 2000 руб. в месяц уже счастье. А потому женщины трудятся с полной отдачей, не жалуясь. Некоторых старушек подкармливают «из своего», несмотря на то, что сами еле сводят концы с концами.
Недаром говорят: «Старый что малый». Дети всегда будут ждать маму, а постаревшая мать – детей. Но в поселке Ударник старики уж точно не брошены на произвол судьбы. Одиннадцать социальных работников не только взваливают на себя все физические трудности, но и находят время выслушать, пожалеть, спеша к ним на помощь изо дня в день.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024