Частное дело: особенности национального бизнеса
- Общество
- 04-07-2006
Каждый выживает по-своему. Учителя уходят в предприниматели, инженеры становятся бизнесменами – смена карьеры никого не удивляет. Поразительно другое – о подводные камни на ниве частного предпринимательства народ продолжает разбивать головы почти двадцать лет. И даже если есть жизненный опыт, он не всегда спасает от неприятностей. О некоторых особенностях национального капитализма рассказывает один из орских предпринимателей.Алексей – инженер с большим стажем. Работал на крупных предприятиях, занимался снабжением, последние несколько лет был директором одного из многочисленных торговых представительств. А год назад сам создал небольшую коммерческую фирму. Его опыт строителя капитализма в отдельно взятой бизнес-единице мне показался интересным. Дальше – рассказ от первого лица.
– Устав работать на хозяев, решил заняться бизнесом самостоятельно. Выбрал распространенную во всем мире бесскладскую торговлю. Это работа с юридическими лицами по поставке специального оборудования, комплектующих, сырья. Фирма специализируется на группе товаров, представляющих интерес только для предприятий. Небольшим организациям легче работать с такими поставщиками, чем искать необходимое оборудование самостоятельно.
Создать юридическое лицо, зарегистрировать устав – не проблема. На первые контакты с чиновниками налоговой инспекции уходит неделя жизни. Нужен устав, включающий несколько обязательных положений, а писать его самому или купить пакет документов – большой разницы нет.
Государству интересно, чтобы я платил налоги. Потом у фискальных органов будет много поводов подергать нервы директору или владельцу фирмы. Как только есть регистрация, встал на учет в Управлении статистики, зарегистрировался в Пенсионном фонде и фонде обязательного медицинского страхования, налоговики непременно напомнят, что с каждым из сотрудников нужны договоры, даже если человек работает рекламным агентом или зарабатывает от сделок. Если создано акционерное общество, где учредителем выступает всего один человек, то все равно надо зарегистрировать акции в специальном комитете, который находится в Самаре.
Но самое тяжелое – оборотные средства. Для начала работы даже маленькой фирме, состоящей из руководителя и бухгалтера, нужен хороший стартовый капитал. Предстоит купить оргтехнику, телефонную связь, Интернет, предстоят транспортные расходы, выплата заработной платы, траты на командировки, почти сразу начинаются выплаты первых налогов. Если все расходы по месяцу доходят, к примеру, до пятидесяти тысяч, то для устойчивой работы предприятия стартовый капитал должен быть в пределах полумиллиона.
В малом бизнесе есть одна неприятная особенность – риск проработать несколько месяцев без прибыли. Здесь и должен использоваться стартовый или оборотный капитал. Небольшие деньги на повседневные расходы легко можно найти в банках. И если уже есть кредитная история, то выдают небольшие кредиты частным лицам без проблем. Только с кредитами можно влететь в большие проценты, надо быть предельно осмотрительным. Кредит в сто – сто пятьдесят тысяч под кажущиеся небольшими двадцать процентов на деле может обернуться кредитом под сорок шесть процентов.
Конечно, можно брать и более дешевые кредиты под залог движимого и недвижимого имущества. Но и здесь свои беды. Банки под залог имущества дадут сумму в два раза меньшую, чем стоимость залога. Я начинал работать с небольшим кредитом, по которому в течение года получалось выплачивать только проценты. Отсутствие нормальных оборотных средств влияет на дела фирмы до сих пор.
Есть еще одна особенность, которая проявилась только спустя месяцы после начала работы. В приграничном городе почти любая фирма должна ориентировать свою деятельность как на российских партнеров, так и на казахстанский рынок. Если с российскими предпринимателями все предельно ясно, бизнес работает по схеме: нашел покупателя, нашел поставщика, купил – продал, то с казахстанскими партнерами сложнее. Надо работать по схеме: купил товар, положил на склад, нашел покупателя, продал, растаможил, помог вывезти.
Так получается потому, что возникают длительные проволочки, обусловленные существующими законодательными препонами. К примеру, из Казахстана за грузом в Россию можно въехать только на три дня, дальше необходима регистрация. И если документы не успели оформить в конце недели, то покупатели из Кустаная или Атырау должны выехать из России, чтобы в понедельник вновь вернуться за грузом. Таможенные вопросы оформления грузов – необходимое зло, к которому со временем привыкаешь. Со временем находится таможенный брокер, с которым устанавливаются партнерские отношения, он добросовестно помогает оформлять документы, зарабатывая на сделках свой процент.
Намного сложнее переправка грузов через границу, работа с гигантами отечественной индустрии, производящими оборудование или сырье. В большом бизнесе происходят закономерные, но очень неприятные явления. Если мелкие предприятия, производящие узкие группы товаров (оборудование, инструменты, приборы), активно реагируют на изменения рынка и готовы работать с любым клиентом даже по незначительной сумме, то чем больше предприятие, тем сложнее с ним работать, а суммы сделок в сто и более тысяч долларов на службы сбыта не производят впечатления. В сбыте продукции гигантских предприятий первое место могут занимать клановые приоритеты. Конкурирующие группы менеджеров, ориентированные на разных потребителей, стремятся выполнить свои обязательства перед партнерами. На гигантах может неспешно идти передел собственности или подготовка поглощения – слияния. Эти внутренние течения или замедляют работу сбыта, или полностью парализуют ее. За мои деньги мой товар могут и не отдать в течение квартала и дольше.
Поэтому полагаю, что будущее действительно за небольшими предприятиями, они понемногу обходят неповоротливых гигантов. Производя продукцию по узкой номенклатуре, работают более качественно, сам бизнес-процесс от заказа до поставки идет в десятки раз быстрее. Оборудование можно изготовить на одном из солидных заводов восточного Оренбуржья в течение квартала, но менеджеры предприятия не заинтересованы в «лишней» работе и будут затягивать переговоры до бесконечности: заказ должны включить в план следующего квартала, потом подумать, сколько будет стоить работа. В это же время мы находим небольшую фирму под Нижним Новгородом, которая с хорошим качеством выполняет заказ за месяц.
Начиная переговоры с несколькими потенциальными партнерами, мы успеваем привезти необходимый товар из центра России и продать его, а уважаемые земляки-производственники продолжают раздумывать, стоит ли овчинка выделки.
Понятно, что и следующие заказы лучше делать в Поволжье.
Головной болью развития фирмы становятся особенности налогообложения и надзор прокуратуры. Если несколько месяцев предприятие только нарабатывает сделки, а реальные платежи не проходят, то появляются долги перед казначейством и по зарплате. При этом я не могу отдать зарплату, пока не заплачу налоги. А если не отдам деньги сотрудникам, мне будут предъявлены штрафные санкции и вместе с зарплатой придется платить пеню. Легче найти минимальные суммы и заплатить за телефон с Интернетом только для того, чтобы можно было работать дальше. Или открыть дополнительное дело, дающее пусть небольшой, но ежедневный доход – на командировки, оплату телефонов, зарплату работникам, на налоги, наконец.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024