РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Жилищный тупик

В Орске остро стоит проблема нехватки жилья. Городской пейзаж давно не радует обилием башенных кранов и количеством стройплощадок. Купить квартиру на рынке вторичного жилья, а тем более построить коттедж, могут себе позволить единицы. Авот в очереди на получение жилья по договору социального найма, по данным жилищного отдела горадминистрации, на начало 2006 г. стояло 3656 семей.
Между тем в городе большое количество пустующего жилья. Как в муниципальных, так и в приватизированных квартирах либо никто не живет, либо живут странные личности без прописки и без определенного рода занятий. Как правило, эти квартиры – в запущенном состоянии, с огромными долгами по квартплате. В УЖКХ, редакцию «ОХ», администрацию регулярно приходят письма жильцов, которым «повезло» иметь такое соседство, с требованием навести порядок. Понять их можно: на лестничных площадках – вонь, постоянно отираются бомжи, алкоголики, наркоманы. Кроме того, запущенные, без оконных рам, дверей, канализации и даже без пола квартиры представляют и другую опасность: постепенно разрушаясь, они разрушают и весь дом.
Казалось бы, так просто решить проблему: предоставить заброшенное жилье тем, кто остро в нем нуждается. Но тут возникает огромное количество препятствий юридических, финансовых, этических.
Юридическая проблема. в этих заброшенных квартирах зачастую прописаны несовершеннолетние дети, которые находятся в социальных учреждениях. По достижении совершеннолетия они имеют полное право на квартиру. Но до тех пор это жилье невозможно предоставить кому-либо даже во временное пользование – нет юридического механизма. Другой вариант: в квартире прописаны люди, чье местонахождение не установлено. А чтобы начать процесс по «изъятию», их следует уведомить. Весь вопрос в том, как это сделать. И таких юридических закорючек огромное множество. Статья 35 жилищного кодекса РФ поясняет, при каких обстоятельствах можно лишить человека его права на жилье: «в случае нарушения правил пользования или в случае, если пользование прекращено». Процедуру эту можно осуществить на основании решения суда, после того как жилец не отреагировал на предупреждение. Но ведь и предупредить-то некого! При этом статья 103 того же ЖК РФ называет тех, кого нельзя лишать жилья ни при каких обстоятельствах: дети, инвалиды I и II групп, пенсионеры по старости, члены семей военнослужащих, МВД и так далее. И не согласиться с таким перечнем трудно.
Финансовая сторона. Как уже говорилось, квартиры находятся в крайне запущенном состоянии. Для того, чтобы предложить их нуждающимся, надо не просто побелить стены и покрасить панели, а провести капитальный ремонт жилья, установить рамы, двери, канализацию, настелить пол. Сами хозяева, стоящие в очереди на получение социального жилья, этого сделать не в состоянии, но нет дополнительных, заметьте, немалых средств и у коммунальщиков. Те деньги, которые горожане платят, идут на ремонт и поддержание их же подъездов и крыш. Едва ли жильцы, добросовестно оплачивающие свое проживание в доме, согласятся на то, чтобы их средства «ушли на сторону».
Этический аспект. Предположим, с помощью разыскных мероприятий опустившийся жилец был найден в той же теплотрассе. Иск был предъявлен, и по решению суда жилья его лишили. Разграбленная и разоренная квартира продается по остаточной стоимости тому, кто в состоянии привести ее в порядок. Полученные средства пойдут на уплату долгов по квартплате, то, что осталось, отдадут бывшему владельцу. Казалось бы, все правильно, но… есть в этом некий душок бесчеловечности. Мол, опустился человек, спился, скатился на дно, туда тебе и дорога. Получи то, что тебе причитается, и упейся до смерти. Лишая человека квартиры, принадлежащей ему на законных основаниях, тем самым его лишают и возможности вернуться к нормальному образу жизни, пусть даже существующему чисто теоретически. Опять же, где гарантия, что под шумок нечистоплотные люди не лишат жилья своих неугодных соседей, надоевших родственников...
В ходе изысканий выяснилось, что проблемой пустующего жилья, ставшего пристанищем для асоциальных типов, озаботился глава города Ю. Берг, дал распоряжение провести его учет и каким-то образом решить вопрос. Инвентаризация таких помещений уже проведена. По некоторым фактам дела переданы в суд, но в большинстве случаев, как уже говорилось выше, невозможно запустить механизм законного «отъема» жилплощади у виртуальных хозяев.
Прокомментировать ситуацию мы попросили С. Панферова, заместителя генерального директора УКЖХ по общим вопросам.
– В ходе обследования жилищного фонда нами обнаружены 115 бесхозных квартир. 73 квартиры – муниципальные, остальные – приватизированные. От однокомнатных маломерок до трехкомнатных хором. И география их столь же обширна: от городских окраин до квартир в самых дорогих районах. Но дальше простой констатации факта мы пока пойти не можем. В Орске нет маневренного фонда жилья, то есть маломерок и комнат в общежитиях, куда можно было бы переселить недобросовестных жильцов. В любом случае, на улицу их не выставишь, даже если фактически они там и живут. Не существует отработанного механизма, регулирующего юридически процедуру деприватизации жилья, нет реальной программы и тем более средств на его восстановление. В итоге есть жилье, есть люди, остро в нем нуждающиеся, но нет возможности предоставить его даже во временное пользование. Для того, чтобы решить этот вопрос, только волевого усилия коммунальщиков далеко не достаточно. Нужна целевая программа, над которой должны усердно поработать юристы, экономисты, хозяйственники.
Судебными разбирательствами по жилищным вопросам занимается МУП «Комплекс жилищных услуг». У них числится 488 квартир, находящихся в «подвешенном» состоянии. Эта цифра в несколько раз превосходит названную Панферовым потому, что в данном случае учитываются и квартиры, где есть законные жильцы, но при этом они являются злостными неплательщиками.
Вот что по этому поводу сказала директор предприятия «Комплекс жилищных услуг» Д. Мартынова:
– Существует закон, согласно которому администрация города в лице управляющей жилищной компании имеет право заселить муниципальную квартиру в том случае, если законный жилец отсутствует более 6 месяцев. Но сделать это можно только по решению суда. Но чаще всего судья отказывает даже в рассмотрении иска, поскольку мы должны обеспечить явку жильца в суд. Ищем через РОВД, находим, предъявляем повестку, а гражданин отказывается ее получать. Все – тупик. То же и с должниками. Сегодня за недобросовестными жильцами числится долг около 7 миллионов рублей. Но мы бессильны их даже выселить в другое жилье, поскольку проблема та же – неявка ответчика в суд.
Татьяна Зиннатуллина

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.