РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Дело Ясное, что дело тёмное

О том, что первые подрывы двух зарядов твёрдотопливных ракетных двигателей под Ясным планируются в первых числах августа, я узнал от знакомого военного. Он же пригласил меня приехать пообщаться на эту тему. Без диктофона и блокнота. По-дружески. Уже на следующий день мы с приятелем выехали по трассе в сторону ракетной дивизии. Конечно, больше всего хотелось узнать не то, что думают политики и разные специалисты о планах строительства на востоке области полигона по утилизации частей ракет стратегического назначения, хотелось пообщаться с простыми людьми, которые там живут, через головы которых было решено реализовать этот коммерческий проект.

У «Сатаны» за пазухой
В паре десятков километров от ясненского плацдарма, с которого в начале июля межконтинентальная ракета вытащила на орбиту американский спутник, есть небольшое село. Полуразвалившиеся домишки, пустые магазинные прилавки, шатающиеся от сивухи мужички – обычное дело. Тамошние жители говорят, что после пуска «Воеводы» у них стало неважнецки со здоровьем. Внезапно пожухла растительность на огородах, и даже коровы перестали давать молоко. Мы долго стояли у «конторы» в ожидании председателя. Народ с любопытством разглядывал приезжих. Завязался разговор. Баба Роза, угостившая нас яблоками «с гептилом», как пошутила сама, продемонстрировала верх эрудированности в области ракетной индустрии. Рассуждала о вреде топлива, о «Космотрасе», который пришёл в их район. Говорит, что с первым пробным пуском в декабре в их селе все, особенно дети, стали кашлять. Не простуда, не грипп, а сухой странный кашель. Мы хрустели гептиловыми «башкирскими красавицами» и слушали об этих ужасах. Через полчаса подошёл сельский глава.
– Народ у нас, конечно, тёмный, – говорит председатель, – но со здоровьем – правда, с урожаем – тоже. Я не знаю – связано ли это с пусками ракет, но факт есть. Про строительство полигона для уничтожения топлива местные жители и слыхом не слыхали.
С человеком, который, собственно, и пригласил нас приехать, который был «в курсе», мы встретились уже в самом Ясном. Офицер, живёт с семьёй в городе давно, рядом, в Домбаровском районе, проживают родители. Мы поняли по-человечески, почему он захотел нам кое-что рассказать. Разговор пошёл о том самом полигоне, посмотреть на который мы приехали.
– Вы думаете, что дивизия РВСН имеет какое-то отношение к подрывам ракетных двигателей? Ничего подобного, – говорит он, глубоко затягиваясь сигаретой. – Здесь всем правят коммерсанты, вхожие в самые высокие правительственные кабинеты. Вы, наверное, слышали об аварии в Перми. За уничтожение двигателей американцы заплатили огромные деньги. Когда на Северном Урале запретили эти «испытания», программу уничтожения хотели реализовывать в Воткинске. Но потом деньги решили отработать у нас. Здесь есть и подъездные пути для доставки, можно организовать хранение и охрану на складах дивизии. Это сейчас говорят о наших двигателях и о двух экспериментальных подрывах. Основная цель – везти сюда американское твердое топливо. Его состав – вещь засекреченная, поэтому точно сказать, чем чревато попадание остатков в окружающую среду, не может никто. Можно судить уже по факту, взяв, скажем, пробу воды или земли.

Ни шагу назад
Военный, пожелавший остаться неизвестным, посоветовал съездить в поселок Нижняя Кийма на границе с Адамовским и Ясненским районами. Намекнул, что, скорее всего, полигон под Ясным – это видимость, настоящий планируется запустить где-то там.
На встрече с главой Ясненского района А. Клименко мы вдруг узнали, что губернатор области А. Чернышев направил руководителю Федерального космического агентства А. Перминову письмо с тем, что правительство области считает осуществление подрывов зарядов РДТТ на территории Ясненского района невозможным. Там говорилось, что площадка для утилизации расположена в густонаселённом районе и в зоне прямой видимости, что земли, на которых планируют взрывать, используются для сельскохозяйственных нужд, рядом есть водозабор.
– Вот только что факс пришёл, – сообщил нам ясненский глава, – так что всё нормально. И командир дивизии уже дал приказ об отмене работ. Американцы сюда не вылетели, а представители «Роскосмоса» и экологи уже убыли в Москву. Завтра ничего взрывать не будут. Я, кстати, уже дал приказ, чтобы люди сворачивали пикет у полигона…
Полигон, на котором собирались взрывать заряды РДТТ, находится в двадцати километрах от Ясного, в пяти – от посёлка Комарова и в двух – от села Тыкаша. На следующий день мы узнали, что пикетчики, которые круглосуточно дежурят на подступах к полигону, никуда уходить не собираются и ни губернатору, ни главе района, ни ракетчикам не верят. Многие из ясненцев говорят, что настоящий подрыв всё равно состоится, только в другом месте. Тут-то мы и вспомнили про намёки нашего собеседника о реальном полигоне. По карте области выяснили, что та самая Нижняя Кийма находится в 60 километрах от Тыкаши, где люди перекрыли дорогу и живым щитом стоят на пути у военных.

Шахтокопатели
На второй день мы двинули в Адамовский район. Сопровождал нас и выступал в роли проводника и водителя Влад Редников. Именно он стал вдохновителем наших поездок, к тому же в Ясном у него есть закадычный друг, много лет прослуживший в ясненской дивизии на больших должностях. В планах у нас был и визит к нему. На мощном «Нисане» мы летим по военному грейдеру в сторону Нижней Киймы. Кийма – забытый богом посёлок, рудимент функционирующего некогда совхоза. Рядом с ним, прямо у поля, где сельчане косят траву для скота, в небольшом леске расположена «маточная точка». Так называется командный пульт, своеобразный центр управления полётами баллистических ракет, спрятанный в бетонных стенах под землёй. Этот ЦУП имел и свою ракетную шахту. Точка принадлежала шестому полку дивизии, который в 90-х благополучно расформировали, следуя указке СНВ. После того, когда ракеты вывезли на утилизацию, в поселке случилась череда одинаковых смертей от лейкемии. Начались народные волнения, вскоре затихшие. Об этом вспоминал и нынешний глава Адамовского района П. Тейхриб. Он же сказал, что тогда проводилась экологическая экспертиза, но результаты её ничего не выявили. В беседе с военными мы узнали, что попадание в лёгкие даже самой небольшой дозы ракетного окислителя как раз и вызывает белокровие.
Можно предположить, что при откачке его и топлива произошла утечка. Жители Киймы говорят именно об этом. Самое странное, что части разрушенной маточной точки, огромные плиты, какие-то металлические конструкции были сгружены в овраг. В нём некогда текла речушка, которая и поила село. В 1999 г. сюда пришли «металлисты», корчевали кабели, железные листы и детали. Когда добрались до заброшенной ракетной шахты, военные забеспокоились. Даже у нас в Орске милиция перекрывала дороги, чтобы не пускать в город гружённые машины частями кийменской точки. Жители говорят, что дозиметр в этом районе зашкаливает. Следов полигона мы так и не нашли и направились в сторону Тыкаши.

Госбезопасность и деньги превыше...
Встретили пикетчики наш джип с подозрением. Но, узнав, что мы журналисты, принялись наперебой рассказывать о своей акции протеста и о том, что творится рядом с посёлком. Несколько десятков человек круглосуточно блокируют дорогу и подъезд к полигону. Многие взяли отпуск без содержания. Еду привозят местные крестьяне и коммерсанты.
Спят пикетчики в строительном вагончике и личных легковушках. Стоять собираются до последнего, позади – несколько населённых пунктов и водозабор, который питает два района. Назвать полигоном то, что сделано возле Тыкаши, язык не поворачивается. Обычная площадка с земляными подушками и траншея, уходящая вбок метров на триста, – кабель для подрыва, говорят местные. Вообще-то, подобное сооружение за день способны сделать два штрафника с гауптвахты, хотя ранее сообщалось о выделении на это строительство нескольких миллионов рублей. Самое интересное, что и сооружением полигона, и строительством дороги к нему занимался некий ЧП Кузнецов. Из бывших военных. Мы долго смеялись – водкой частным предпринимателям торговать запретили, зато полигон для подрыва ракетных двигателей строить можно.
– Хотели сделать втихую, думали, что народ промолчит, – говорит офицер в отставке Николай, друг нашего проводника Влада. – Всё это чистой воды коммерция. «Космотрас» подписал контракт с американской компанией «Бигелоу». Условий никто не знает – коммерческая тайна. Но портфель заказов на пуски заполнен на три года вперед. Помимо спутников для запуска, американцы собираются везти сюда и свои двигатели на утилизацию. Деньги уже вложены в этот проект, и, думаю, ход назад если и будет, то с очень большим скрипом. Подрывы планировалось провести с 1 по 4 августа. Шумиха спадёт, быть может, проведут чуть позже. А запуски? Для нашей дивизии за 40 лет ее боевого дежурства это были два первых пуска «Сатаны» (учебно-боевые запуски с территории России раньше считались небезопасными – их проводили только с Байконура). Предполагается, что ежегодно будут производиться два-три пуска модифицированных РС-20. Если у американцев вывод одного килограмма на орбиту стоит порядка 30 тысяч долларов, то у нас всего 2, 5 тысячи. Могу сказать, что в ходе боевой эксплуатации «Сатана» не подвергалась испытаниям для продления ресурса, а подлежала «утилизации методом запуска в космос» по программе «Днепр». К тому же эти ракеты были модифицированы для полетов в космос, поэтому коэффициент надежности – спорный. Ракеты выслужили свой срок. Кстати, такая же упала пару дней назад на Байконуре…
Когда писался этот материал, мне позвонили из Ясного инициаторы протестной акции и сообщили, что пикет у полигона по утилизации РДТТ снят. Депутат ЗакСоба от Ясненского района И. Насыбулин также заверил, что подрывов не будет. Более того, Оренбургские власти и депутаты намерены запретить старты «Сатаны» с территории области. Авария РС-20 в Казахстане дала повод поднять вопрос об экологической безопасности ракеты. Военные же твёрдо убеждены, что добиться своего властям и простым людям будет крайне трудно. Мин-обороны запускает РС-20 из России «в интересах госбезопасности». К тому же администрация не имеет полномочий запретить запуски и утилизацию, а может только потребовать разобраться в проблеме.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.