РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Джаз с орским акцентом

Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст. Эта поговорка советских времён сегодня вспоминается с улыбкой. Давно прошли те времена, когда за «буржуазную» музыку таскали по обкомам и горкомам. Так что в пятницу можно без опасения праздновать День джаза.В Орске джаз появился в начале 70-х. Тогда в моде была советская эстрада, где царили вокально-инструментальные ансамбли. Но музыкальное мышление было очень далеко от навязываемого сегодня попсой, музыканты искали новые, свежие формы выражения. В противовес традиционному орскому нытью под блатную гитару и «академическому» музицированию «а-ля Битлз» местные самоучки стали совершенствоваться. И в городских самодеятельных духовых оркестрах, а они тогда были при каждом ДК, принялись извлекать свежие звуки. В середине 70-х только в РСФСР открылось более 30 джазовых отделений в музыкальных училищах. Информацией и опытом энтузиасты делились со скоростью звука. А главное – у них появилась своя официальная среда обитания. Джазовых клубов, курируемых комсомолом, в городе, конечно, не было, но в тех же ДК духовая эстрада приобретала отчётливый джазовый колорит. Им со слушателем делились на советских праздниках, коммунистических субботниках и конкурсах проф-мастерства. А потом и в ресторанах, где пролетарий отдыхал от этих конкурсов.
Из известных коллективов можно вспомнить оркестр Г. Белиницкого и чуть позже игравшие оркестры А. Федосова и А. Бабенцева. В середине 80-х исполнителей стало ещё больше, а апофеозом орского джаза стал первый в истории города фестиваль. Конечно, местные джазмены не помышляли переименовывать Орск в Новый Орлеан, тем не менее выступить на фестивале прибыли люди из разных городов. Были квартет из Свердловска, в нём играл орский пианист А. Швецов, биг-бенд под управлением братьев Козловых. Мало того, фестиваль стал традиционным. Во всяком случае, он имел продолжение в 1989 году на территории орского кафе «Галактика». Тогда, как вспоминают очевидцы, фестиваль перерос в джем-сейшн. Музыканты в честь встречи несколько часов с азартом импровизировали. Тогда был взрыв духовного. К несчастью, сегодня мы наблюдаем взрыв тоски по духовному.
Есть такое выражение: когда хорошему человеку плохо — это джаз, а когда плохому человеку хорошо – это попса. За годы примитивная музыка очень многое вытеснила из души, на ее крючок попались целые поколения. Сегодня, в пору техноидных ритмов, исполняемых с бешенством заклинившего пулемёта, об орском джазе забыли. Потому что на джаз ходят слушать, а не скакать. Стало быть, с коммерческой точки зрения, он невыгоден. Мы живем в рынке, я бы даже сказал, на рынке, который захватили очень оборотистые персонажи.
Из сохранивших преданность джазу, исполняющих его до сих пор, остались единицы. Это ветеран орской джазовой сцены пианист П. Сенько, орский секстет «Уралдикси», детский биг-бенд О. Комарина.
Кстати, в своё время, когда на сцену ещё не пускали безголосых вертлявых певцов в синтетических париках, Орск посещали и звёзды советского джаза: Ленинградский и Уральский диксиленды, солисты знаменитого оркестра Лундстрема, ансамбль «Мелодия» и известный джаз-роковый коллектив «Кредо». Самое примечательное, что слушателей было предостаточно. Был у нас свой джазовый слушатель!
Как известно, национальная окраска в искусстве не может не присутствовать. Причем свои оттенки имеет не только каждая страна, но и каждый регион, территория. Оренбургский джаз всегда звучал с орским акцентом. Может, вновь зазвучит?

Александр Карандеев, Ксения Яркова

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.