Всем бедам назло сберегли свою любовь
- Общество
- 31-10-2006
Казалось бы, у репрессированной по национальному признаку немки, поднадзорной, выселенной в глухую казахскую степь вместе с семьей, и у комсомольца, первоцелинника, передовика производства, ничего общего быть не может. А между тем для двух людей, разделенных идеологической, пропагандистской, социальной пропастью, общими стали 50 лет совместной семейной жизни. Вавгусте 1941 года Катю Кобер вместе с мамой, бабушкой и еще тремя братьями и сестрами в экстренном порядке вывезли из немецкого поселка Тиге Днепропетровской области. Отца отправили в трудармию сразу, как только началась война. Пятилетняя девочка запомнила лишь белую козу, которая бежала и жалобно блеяла, когда их без вещей и продуктов вели на станцию. Потом были долгий и мучительный переезд в «телячьих» вагонах, холод и голод. Только в октябре добрались до места принудительного поселения в Кустанайской области. Но с прибытием на место жизнь лучше не стала. К физическим лишениям добавились еще и моральные страдания. В маленьком селе, где их разместили по квартирам, люди относились к немцам враждебно, обзывали фашистами. Умирающие от голода ребятишки бродили по поселку в поисках еды, но их гнали, даже когда они пытались подобрать очистки из выплеснутых помоев. Там же проживали чеченцы и ингуши – такие же репрессированные, под надзором того же коменданта, но и они выказывали откровенную неприязнь по отношению к немцам, которые обрусели сотню лет назад. Изгои из изгоев. Чуть позже их переселили в барак, мама пошла работать на элеватор. Женщина кормила четверых детей и свекровь. Чем? Да горстью пшеницы, которую приносила в кармане. Катерина Абрамовна до сих пор помнит потрясающий вкус лепешек, замешанных на воде из первой полученной в качестве зарплаты муки.
– Как мне хотелось учиться! – восклицает Катерина Абрамовна. – Но в школу ходила, пока тепло и можно босиком добежать, а всю зиму сидели дома. Боже мой! Как мы тяжело жили! Одежды никакой не было. Мама принесет с элеватора брошенный рваный мешок, дырки для головы и рук сделает – платье получается, хоть наготу прикрыть. Так вот окончила всего 4 класса. И пошла работать.
Рассказывает Катерина Абрамовна, а в голосе – дрожь, в глазах – непрошенные слезы. Но в них не просто боль перенесенных, но незабытых физических страданий, голода, холода – в войну многие жили тяжело, это боль утрат, недоумение и обида – за что?
В1956 году комсомолец Сергей Бибко вопреки материнским запретам, наперекор строгой комиссии, которая отказывала ему по причине двух искалеченных пальцев, оставил благословенные поля родной Полтавщины и приехал в неприютные казахстанские степи по комсомольской путевке осваивать целину. Сергей был каменщиком, и задачу перед ним поставили соответствующую – строительство элеваторов, зернохранилищ. В марте стал набирать людей. Тогда–то и познакомился с Катей – она устроилась штукатуром к нему в бригаду. Познакомился и влюбился в девушку.
Поселок маленький, все про всех известно. Слухи о том, что комсомолец встречается с поднадзорной немкой, распространились моментально. Встретил Сергея на улице комендант, приставленный к репрессированным, стал советы давать:
– С ума сошел! Она же враг народа, а ты советский человек. Запятнаешь себя такой связью, век не отмоешься.
– Не враг она, а хорошая честная девушка. Я женюсь на ней, запишу на свою фамилию да увезу отсюда.
А через пару месяцев случился у Сергея с комендантом другой разговор.
– Знаешь, Сергей, а ведь я без работы остался.
– Ну, так пойдем ко мне в бригаду, – ответил тот, еще не зная, в чем дело.
– Катю твою реабилитировали и всех репрессированных немцев, – пояснил комендант.
Но клеймо врагов народа на долгое время оставило свой след в жизни Катерины Абрамовны. Вот и свадьбу сыграли скромно. Женись Сергей Тимофеевич на «которой надо», сыграл бы комсомольскую свадьбу с размахом, а он женился на той, которую полюбил. Настелили доски под строительными лесами и угостили бригаду нехитрым угощеньем. Начальник на минутку забежал, рюмочку опрокинул за молодоженов да поздравил. А потом Катя домой пошла, а Сергей еще работать остался – световой день не кончился.
Татьяна Зиннатуллина
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024