РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Духовный алфавит изучают в двух школах

В современном мире побеждает тот, кто владеет информацией. Только те, которые вооружаются знаниями и находят «убийственные» аргументы и факты, побеждают в словесной дуэли, «у барьера». Тот же принцип «работает» и в так называемом духовном мире. По-настоящему грамотных людей в этом мире – единицы. Очень многие блуждают в лесу суеверий и предрассудков. Одни верят в астрологические прогнозы. Другие – в хиромантию. Третьи – в черную кошку. Четвертые – в «тяжелый» день. Пятые (те, кто крещен, но в храме никогда не бывает, разве что на Пасху) сами придумывают себе такую религию, какая им удобна.
В последнем случае невольно поражаешься буйству народной фантазии. Ведь часто доходит до смешного. Церковь считают какой-то политической партией или этнографическим заповедником, в котором можно ставить свечи. А самого Христа смешивают с сирийцем Ейшу, личным врачом Понтия Пилата.
А между тем обозначенная проблема духовного невежества вполне разрешима. В городе есть учебные заведения, где желающие могут получить начальные знания о Боге и православной церкви. Это воскресные школы.

С чего начинается церковь
В Орске – две воскресные школы. Первая – при храме Покрова Пресвятой Богородицы (бывший женский монастырь), в котором настоятелем является протоиерей Анатолий Сапига. Вторая находится в поселке ОЗТП при храме, освященном в честь Казанской иконы Божьей Матери (настоятель – иерей Игорь Куланин).
Воскресные школы – букварь христианина. Они представляют собой первый, подготовительный, этап духовного образования: здесь знакомятся с «Символом Веры», изучают «заповеди блаженств», церковнославянский язык, церковное пение. Занятия в школах проходят по воскресеньям, когда дети свободны от учебы в обычных светских заведениях. Однако воскресной школа называется не потому, что работает в выходной день. Слово «воскресная» связывается с главным для православных христиан праздником – Воскресением Христовым. Такая школа зажигает веру в воскресшего Господа, убеждает в спасительности основанной Им церкви.
Уроки начинаются сразу после утреннего воскресного богослужения. А перед началом занятий и в конце их читаются молитвы Святому Духу и Богородице.
– Если церковь подводит человека к Царствию Небесному, – говорит игумен Симеон, благочинный орского округа, – то воскресная школа подводит его к церкви. Главная задача такой школы заключается в том, чтобы воспитать детей в духе милосердия и любви. Иначе говоря, эти учебные заведения прививают детям навыки жертвенной любви, образец которой показал нам Господь Иисус Христос на Голгофе.

Учителя-послушники
Структуры и воскресной, и светской школ, на первый взгляд, одинаковы. Те же учителя-предметники, которые выносят на своих плечах груз преподавания. Тот же завуч, который составляет расписание, проводит педсоветы, беседует с родителями.
Однако руководит внутренней жизнью воскресной школы не директор кабинетного типа и не чиновник из далекой городской управы, а священник храма, при котором школа организована. Он становится нравственным и духовным авторитетом для воспитанников. К нему обращаются на исповеди с затруднительными вопросами. Он же благословляет педагогов и завуча на педагогическую деятельность. Для работы требуется только благословение настоятеля (директора), который и назначает кандидату «послушание» предметника или завуча. Разумеется, только после того, когда станет ясно, что это за «кандидат»: умеет ли он управляться с должностью, на своем ли он находится месте.
– Такой подход обнаруживает глубокую духовную мудрость. Ибо далеко не всякий христианин (имеет он диплом или нет) может, во-первых, работать с людьми, а во-вторых, стать наставником, миссионером. Для этого нужны самоотвержение, бескорыстие, чуткость, чувство меры. И, конечно, глубокая вера, – говорит завуч воскресной школы поселка ОЗТП Е. Афанасьева.
Екатерина Николаевна учится на 5 курсе заочного отделения Свято-Тихоновского православного богословского института. Все силы своей души отдает на то, чтобы уберечь детей от соблазнов мира сего; объяснить им, «что такое хорошо и что такое плохо».
– Мы изучаем азы православия, алфавит духовный, – рассказывает Екатерина Николаевна. – Однако с теорией (для самых маленьких) стараемся не перегибать палку. Ведь детям трудно воспринимать отвлеченные истины. Поэтому церковная «наглядность» присутствует постоянно: в различных послушаниях, крестных ходах, паломнических поездках. Совсем недавно воспитанники нашей школы побывали на самых высоких храмовых колокольнях. Дети были просто потрясены и открывшимся видом, и тем, что можно звонить, что называется, «во все колокола». Это событие, конечно, надолго останется в их памяти.

Цветы Богородицы
Дети – это «цветы». Наше богатство – материальное и духовное. Они продолжают человеческий род, несут в себе частицу нашей индивидуальности. Однако в действительности очень часто наблюдается иная картина. В любой общеобразовательной школе рядом с прилежными учениками сидят ленивые. Рядом с щедрыми – сребролюбцы. Рядом со смиренными и кроткими – драчуны и нахалы. Многие учителя честно пытаются перевоспитать «трудных» детей. И порой многие «трудные» дети действительно становятся «нетрудными». Берутся за ум, входят в социум. Но проблемы лени, сребролюбия, гордости, как правило, все равно остаются. Потому что социализация не гарантирует избавления от страстей. Потому что общество не может возродить мертвую, помраченную грехом душу. Это миссия Христа. Он для того и воплотился, чтобы искупить своей крестной смертью грехи человечества. Он потому и воскрес, чтобы мы тоже стали соучастниками его Воскресения.
Воскресная школа как раз и напоминает об этих сложных и одновременно простых истинах. В ней, и только в ней, дети могут сделать первые осмысленные шаги по направлению к Богу. Под Покровом Царицы Небесной им ничего не грозит. Потому что Богородица милует не только скромные маргаритки, лютики... Она не забывает ни гордых роз, ни чванных пионов, ни даже уродливых кактусов. Нужно только, чтобы эти цветы сами захотели расти в саду Пречистой Девы.

Павел Коряков

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.