РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Мы из центра... Здесь помогут»

(Начало в № 162.) Эти люди не платят за жильё. Потому что живут в подвалах, на свалках, в самодельных постройках вблизи коллективных садов… – везде. Жители города относятся к ним там, как обитатели коммунальной квартиры относятся к тараканам.Некоторые откровенно тяготятся неприятным соседством и всячески пытаются выжить «эту нечисть» с территории, которую считают своей, другие стараются их не замечать. Есть даже чудаки, которые время от времени подкармливают их (назло соседям или, наоборот, по доброте душевной), но таких мало.
А между тем существование бездомных являет собой серьёзную проблему. В первую очередь соседство с ними может быть опасно для здоровья. Ведь эти люди не соблюдают элементарных правил гигиены и часто являются разносчиками всевозможных инфекций. Во-вторых, добывая себе пропитание, некоторые бездомные не гнушаются воровства и грабежа. В-третьих, находиться рядом с люмпеном неприятно из-за его внешнего вида и исходящих от него «ароматов». И это только три наиболее очевидные из проблем.


Путёвка в жизнь для лиц БОМЖ
В Орске с мая работает Центр социальной адаптации лиц без определённого места жительства. Они могут приходить сюда по собственному желанию, дабы получить помощь в восстановлении документов и ходатайство о трудоустройстве. И распрощаться с прежней жизнью. Бездомные приезжают со всего восточного Оренбуржья.
Конечно, в Центр адаптации берут не всех. Правила приёма ограждают тех, кто здесь проживает, и сотрудников Центра от всевозможных заболеваний.
Противопоказания к приёму
туберкулёз;
инфекционные заболевания кожи и волос, иные острые инфекционные и венерические заболевания;
психические заболевания, сопровождающиеся на момент поступления расстройствами поведения, опасными для самого поступающего и окружающих людей;
алкогольное опьянение и признаки приёма наркотических средств.
Согласно правилам те, у кого при приёме «обнаружены вышеуказанные противопоказания, а также повышенная температура, сыпь неясной этиологии, подлежат оперативному направлению в учреждения здравоохранения».
Ещё поступившему желательно иметь при себе какой-нибудь документ, удостоверяющий личность.
Приём проводится каждый будний день с 9 до 12 часов. Они проходят медицинскую обработку и помещаются в карантинное отделение (комнаты карантина рассчитаны на четыре мужских места и два женских).
В Центре адаптации бомжи могут проживать 30 суток. Пребывание дольше этого срока, но менее шести месяцев разрешается по решению администрации учреждения. Согласно программе адаптационных мероприятий бездомным оформляют новые паспорта, страховой и медицинский полисы, трёхмесячную местную прописку, устраивают на работу, чтобы сами могли оплатить восстановление паспорта.
Питание и проживание здесь бесплатные. На деньги, выделенные областным правительством, бывшим бродягам создали весьма недурные условия. Красивая и удобная домашняя одежда, светлые чистые комнаты, новенькие кровати, качественное постельное бельё – в общем, условия гораздо лучше, чем, к примеру, во многих студенческих общежитиях. К тому же в дни, когда весь город мёрз, ожидая, что коммунальщики смилостивятся и дадут тепло, жители Центра уже грелись благодаря автономной котельной. – Для бесперебойного электроснабжения у нас имеется дизельная подстанция, – с гордостью говорит директор Центра социальной адаптации Анатолий Звягинцев. – А сейчас идёт капитальный ремонт пристроя для размещения в нём прачечной и пищеблока.
Пожалуй, единственное, что может не понравиться тут человеку, долгое время бывшему бродягой, – это строгие правила проживания. За нарушения дисциплины (воровство, пьянство, пренебрежение правилами пожарной безопасности) отсюда отчисляют.
Рассказывает А. Звягинцев:
– Если человеку не нравятся наши условия, никто здесь не держит. Вот к нам не так давно из Кувандыка двое приехали – один из них на следующий же день ушёл. Без документов. Пешком. Ему наши правила показались чересчур строгими. А как же иначе? Чтобы полностью реабилитироваться, человек должен распрощаться с прежними привычками. К сожалению, многих приходится отчислять за нарушение правил внутреннего распорядка.
Те же, кто прошел весь процесс адаптации и получил документы, могут, уйдя из центра, продолжать работать на прежнем месте или искать новый заработок. Основной проблемой для них теперь остаётся поиск жилья. Например, могут получить его от предприятий, на которых работают.

Почему люди попадают «на дно»?
С этим вопросом мы обратились к директору Центра социальной адаптации. Вот что ответил нам Анатолий Владимирович:
– Больше нет статьи, по которой привлекались бы подобные тунеядцы. Я сам когда-то работал в милиции и занимался этой проблемой. Мы в Старом городе ходили по квартирам, выискивали этих людей, давали им предписания, назначали сроки для устройства на работу. Если они не устраивались вовремя, им грозило лишение свободы. А сегодня те, кто не хочет трудиться, и не делают этого.
Ну, а в основном наши «клиенты» – это люди, попавшие в трудную ситуацию. Например, жена умерла. Сам человек слабый, старенький. Родственники зовут его к себе жить, советуют продать квартиру. Потом выманивают у него все деньги, а его самого, ставшего ненужным, выгоняют на улицу без документов. И таких примеров очень много.
Другой случай: человек решил заняться бизнесом. И, как говорится, «влетает» на крупную сумму. У него отбирают документы. Он продаёт всё имущество, а документы всё равно не возвращают. Семья остаётся без жилья. Идут по инстанциям. Но единственное, что может сделать городская власть, – поставить их в очередь на новую квартиру. И, когда они смогут её получить, неизвестно.
Или попадают в автомобильную аварию – так называемые «братки» ставят их на счётчик… Далее – та же схема.
Анатолий Звягинцев рассказывал о случаях, виденных и слышанных им. Но часто бывает, что люди попадают на дно жизни, что называется, «ударившись во все тяжкие», начав запойно пить, связываясь с преступными личностями и т. д.
Анатолий Владимирович прав, говоря об отмене статьи УК, предписывающей наказание за бродяжничество. Теперь, как нам объяснили в одном из РОВД Орска, могут привлечь бездомных к ответственности лишь тогда, когда те совершают какие-либо административные правонарушения. Но, как правило, денег для оплаты штрафа у тех не находится. Поэтому мера наказания заменяется арестом продолжительностью до 15 суток. Но, как вы сами понимаете, это не выход.
Как же тогда решить проблему? Пообщавшись с обитателями подвалов и помоек, узнав, как их принимают в городских больницах, съездив в Центр социальной адаптации, где бывшие бродяги могут реабилитироваться, и переговорив с представителями правоохранительных органов, корреспондент «ОХ» так и не смог ответить на этот вопрос. Круг замкнулся.
Но вопрос чересчур актуален для того, чтобы подобно создателям «Секретных материалов» говорить: «Истина где-то там» – и заканчивать материал многоточием. Ведь в редакцию продолжают поступать письма и звонки с просьбой избавить подъезд или двор от бомжей. А значит, тема не закрыта.

Непридуманные истории
Проживал в Центре адаптации Пётр Григорьевич Гринько 1928 года рождения. Он похоронил жену и сына. Какие-то предприимчивые дальние родственники продали его квартиру. Документы при этом неизвестным образом пропали. Сотрудники Центра помогли старику, оформили его в орский Дом-интернат для престарелых.
Ещё один гражданин – Юрий Васильевич Матвеев 1962 года рождения – поступил в мае без документов в горбольницу № 4. После инсульта. Был в весьма тяжёлом состоянии, не передвигался. После лечения был направлен в Центр социальной адаптации. Благодаря медицинским работникам Центра сейчас поднимается с постели, его можно перевозить в инвалидной коляске.

Ксения Яркова

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.