РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Первый судья

Первый судья – так называют его бывшие сослуживцы. И не кривят душой, ведь именно с него начинался суд Октябрьского района. А до появления самих районов в нашем городе В. Балабурдин возглавлял единый городской суд… Уникальный послужной список у Виталия Александровича, однако скромный ветеран нечасто навещает свой прежний коллектив. 70-летний пенсионер старается не мозолить глаза молодым профессионалам, не мешать их рабочему (судебному) процессу.
Но только не сегодня. Сегодня у первого судьи – день рождения, а позавчера был профессиональный праздник – День суда. Можно занять стол нового председателя и полистать корпоративный фотоальбом…
Видно, что он не привык чувствовать себя раскованно перед объективом фотокорреспондента. Но репортер не отстает:
– Мне нужны ваши эмоции!
– Эмоции? – Виталий Александрович смеется. – Какие сейчас эмоции...
Родился Балабурдин в семье председателя колхоза в одной из деревень Нижегородской области. В Орск переехал 17-летним рабочим по направлению от ремесленного училища. До и после армии трудился на строящемся заводе «Синтезспирт». Здесь и встретил будущую супругу, студентку с похожей судьбой, приехавшую по распределению из Тульской области. Орск соединил молодых специалистов на одном поприще. Однако в начале 60-х Балабурдин решил поменять профессию. Отличное знание гуманитарных наук и любовь к истории позволяли мечтать о призвании школьного учителя. Но исторический факультет в то время был недоступен, и гуманитарий с рабоче-крестьянским прошлым прошел по конкурсу во Всесоюзный заочный юридический институт. Хотя этому он был обязан все-таки своей профилирующей пятерке по истории. Так начальник смены стал следователем прокуратуры. Побегал полгода, «повозил трупы», а далее им заинтересовались «наверху»:
– Есть желание?
– Есть.
– Член партии?
– Да, член партии.
– Давай тогда в горком, на собеседование.
Кандидатуру «пропустили» по округу, и в 1965 году Виталий Александрович был избран народным судьей. А через четыре года – председателем городского суда. В 1972 году Орск поделился на три района, и молодой специалист стал первым председателем суда Октябрьского района.
С тех пор каждые пять лет Заслуженного юриста Балабурдина неизменно переизбирали председателем, в 1994 году «Орская хроника» написала о его почетной отставке. А для любого судьи весьма немаловажно, чтобы его отставка была почетной.
Виталий Александрович листает фотографии из архива своего сына:
– У меня все Виталики. Вот внук Виталик… А это правнук – Виталик.
Так получилось, что первую мечту первого судьи осуществляют его потомки. Все они учителя.
Вместо пенсии судья в отставке получает специальное пожизненное содержание. То есть не бедствует. Но по закону бывшие судьи не имеют права работать. Ни в партии, ни в коммерции, нигде. Разрешается только лекционная или научная деятельность. Безучастное наблюдение за изменениями в законодательстве тоже… не запрещается.
– Распустили сегодня всех, – Виталий Александрович улыбается в стол, перебирает газетные публикации. – Современные подростки вытворяют такое, на что раньше даже не каждый рецидивист отваживался. Было время, мы в перерывах между процессами пропаганду вели воспитательную, выступали в трудовых коллективах с лекциями. А сейчас даже наказать справедливо не могут… До 10 лет лишения свободы несовершеннолетнему вне зависимости от того, что он натворил. В колонии – активный отдых, волейбол и шахматы, а потом досрочное освобождение. За тяжкие преступления нужно судить строго.
Смертную казнь «заморозили», но есть же пожизненное наказание? Однако у нас и при пожизненном заключении маньяк может выйти «досрочно». За хорошее поведение и успехи в шахматах. Переведут на 25 лет, а потом отпустят на все четыре стороны.
40 лет назад на весь город было всего семь судей. В то же время оправдательных приговоров вообще почти не было.
– Чем занимается на заслуженном отдыхе вершитель судеб?
– Рыбалкой. С детства. Автолюбитель. Любитель «Жигулей». Была «троечка» люксовая с 1973 года, с тех пор, как их начали выпускать. Потом два раза менял на «шестерку», а сейчас новенькую «семерку» объезжаю… Иномарку мог купить, но на ней по оврагам не накатаешься, я ведь только на рыбалку выезжаю с друзьями…
Еще со времен работы на производстве бывший председатель поддерживает отношения со своими заводскими приятелями.
– А только с ними, работягами, и можно отдохнуть на речке, – шутливо окает нижегородец Балабурдин.
В течение 26 лет безупречной службы председатель суда никогда не строил из себя потомственного интеллигента. Но его ведомство всегда считалось первым, лучшим среди районных судов области. Сегодня первый судья является «последним из могикан», из руководителей той самой «старой закалки», благодаря которым у орских правозащитников до сих пор есть профессиональный ориентир...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.