О тех, кто погиб, пусть плачут березки…
- Новости
- 08-05-2001
В конце апреля на страницах «Хроники» были опубликованы воспоминания людей, которые стали очевидцами массовых погребений умерших в поездах-госпиталях воинов Великой Отечественной. Напомним, что происходило это зимой в поселке Москва. Хоронили солдат на скорую руку, в наспех выкопанных ямах, особо не церемонясь.Обращения некоторых жителей и актива совета ветеранов Советского района к бывшей горадминистрации по поводу облагораживания захоронений ни к чему не привели. Точнее, привели к проверке, в ходе которой документальных свидетельств и каких-либо знаков, свидетельствующих о захоронениях, не нашлось. А у нас как устроено? Нет официальной бумаги – значит, нет ничего материального, факт существования которого данная бумага должна подтвердить. Власти успокоились. А по костям продолжали ездить машины и бродить коровы, оставлявшие после себя зловонные лепешки.
Мы решили в канун 9 мая хоть как-то изменить ситуацию. Есть в поселке солдатские захоронения, нет ли их – пусть на бесхозном замусоренном месте, которое старожилы и называют братскими могилами, вырастут деревца. В память обо всех, кто в боях с фашистами сложил головы за Россию. Так будет честно. А уже потом можно созывать совещания, перебирать пожелтевшие бумаги и с умным видом сетовать на то, что в суровую годину, когда под ногами горела земля, фашист топтал матушку-Россию и рвался на Урал, начальник поезда-госпиталя, спешащего в тыл, оформил какие-то бланки не так или не оформил их вовсе.
Инициатива редакции нашла поддержку в тресте садово-паркового хозяйства, где для нас приготовили красивые, сильные саженцы. Мы перевезли их на садовый участок, прикопали, чтобы, не дай Бог, в жару тоненькие деревца не превратились в безжизненные прутики с грустно висящими крохотными листочками. В минувшее воскресенье небольшой журналистский десант с лопатами и ведрами для полива высадился в поселке Москва. В том самом переулке, где четко виднеются три углубления – предполагаемые братские могилы.
Прикинули, произвели на глазок разбивку – и начали. Работали споро – Саня Бабин, Костя Мазуренко и Игорь Брежнев вгрызались в каменистую землю так, что ладони их пошли кровавыми мозолями. Остальных спасло то, что были в перчатках. На месте выяснилось, что многое забыли – совковые лопаты, например, чтобы выгребать землю, рукавицы, ломики… Но это особо не расстроило. Расстроила женщина, завернувшая со стороны улицы Братской. Долго она удивлялась вслух нашей глупости. Наконец Григорий Горбунов, «раскопавший» и осветивший в апреле тему захоронений, вонзил лопату в груду земли и поинтересовался:
- Вы что конкретно сказать хотите?
- А то, что ерундой занимаетесь! На этом месте все наши, московские, коров в стадо утром собирают, а вечером – разбирают. Сегодня на закате коровы все ваши березки объедят. К тому же здесь похоронены солдаты…
- Так вы о захоронениях знаете?
- А как же! У нас здесь все об этом знают. Как раз сюда, где копаете, умерших и складывали…
- Почему же вы, ведая о могилах, коров на них сгоняете – кругом лепешки валяются?! - возмутился Горбунов, к которому подошли остальные землекопы. Ответ был нокаутирующим:
- А вон там скончавшихся в плену немцев закопали. На них вообще картошку сажают…
Мы все вместе не нашли, что сказать, лишь стояли ошеломленные столь странной логикой мысли нечаянной собеседницы. Русь-матушка, что же это творится на твоих просторах?! В «Комсомолке» написали о том, как какой-то немецкий бюргер взял шефство над могилами россиян, похороненных в годы войны на чужбине, и ухаживает за ними не хуже, чем за могилами соотечественников. Мы же, зная о том, что под ногами – останки русских солдат, гоняем по ним коров, а на останках немцев сажаем овощи. И ни о Боге, ни о совести не думаем…
- Эх, вашу,.. - с досады вслух выдал Евочкин, а Рина Кильдибаева (в десанте были и девушки) огорчилась:
- Что же делать, если через несколько часов стадо все потопчет…
Помощь подоспела в лице жителя поселка Калужского Валентина Сергеевича, по соседству с домом которого мы копали. Он, прослышав о беде, пообещал березки огородить, по мере возможности проследить, чтобы их не изуродовали. А еще дал лом, совковую лопату, главное – разрешил пользоваться его кадкой с водой без меры, хотя с водой в тех краях – напряженка. Иначе быть не могло, потому что на глазах Калужского хоронили тех солдат и он считает, что давно уже пора воздать должное безымянным защитникам Отечества. И мы вновь, приободрившись, устремились, по выражению Алеши Мороченкова, к центру земли.
Тем временем весть об экспедиции, которая что-то копает, разнеслась по пыльным московским улочкам и в нашу сторону зачастили любопытствующие. С ними общались помощники землекопов Ирина Обрезаненко и Эвридика Акимова, которые располагали свободным временем и, главное – свободными руками для записей. Новости они затем приносили к раскопам. А новости, надо сказать, если не сенсационные, то близкие к этому. Нашлись люди, которые утверждали, что помимо солдат в ямах хоронили умерших детей и женщин, вывезенных по известному приказу Сталина из Чечни. Бросали – и присыпали землей. Бросали новый слой покойников – и снова присыпали. Вперемешку с солдатами. Так до тех пор, пока ямы не заполнились до краев. Оказалось, что человеческие кости и фрагменты черепов находили при устройстве газопровода, о котором в свое время «ОХ» немало писала. Непонятно, какое еще подтверждение факта существования захоронений властям надо было? А углубления, в которых мы копали ямки под саженцы – особые. Их невозможно засыпать в принципе! Руслан Гибадулин – сосед Калужского - в одно из них высыпал несколько самосвалов грунта и разровнял. Прошло немного времени - и земля снова просела. Учебники археологии свидетельствуют, что это – один из признаков большого захоронения.
Работа подходила к финалу, когда началось самое интересное. В одном месте просел грунт, и Мазуренко НАШЕЛ ФРАГМЕНТ КОСТИ! Обрывки материи и металлические предметы, похожие на гвозди, попадались и до этого, но здесь была настоящая кость. Человеческая или нет? Доподлинно на момент подготовки номера в печать нам узнать не удалось, не нашлось специалистов, которые взяли бы на себя ответственность расставить все точки над «i», разрешив тем самым сомнения. Придется, видимо, искать спецов на стороне, может – в самом Екатеринбурге. Но кость странная. И странный скол на ней. Если учесть, что по захоронениям, тревожа их, десятки лет ездили машины и ямы присыпали грунтом, то в недрах земли все, должно быть, перемешалось и превратилось в винегрет. Тем более, что покойников хоронили без гробов. Так что череп может находиться на глубине 3-4 метров, а то и более, а берцовая кость от того же скелета – едва ли не на поверхности земли.
Не успели мы подивиться находке Мазуренко, как ОБВАЛИЛАСЬ ЯМА, которая не щадя живота своего копал Григорий Горбунов. С улицы Братской пришла пожилая женщина, назвавшаяся Татьяной Семеновной, и вместе с Евочкиным, в молодые годы увлекавшимся археологическими раскопками в составе северного отряда Уральской экспедиции, они повели возле той ямы разговор, основанный на житейской практике и научной теории подземных изысканий. Все в итоге свелось к тому, что провал дна есть еще одно подтверждение факта существования захоронений, очевидицей которых была Татьяна Семеновна! Логика такова: пока наш фотокор долбил то ломом, то лопатой верхний слой земли, та почва, что находилась непосредственно над захоронениями, от ударов просела, и в итоге - обвал. Так называемый ЭФФЕКТ МОГИЛЫ!
Народ рвался в бой. Рина взяла в руки неподъемный лом, Ира с Эвридикой - совковые лопаты. Парни готовы были стереть руки в кровь по самый локоть, но докопаться до истины! Однако… Это задача – особых экспедиций, на которые требуется специальное разрешение, мы же просто пришли посадить деревца. Упоминавшийся уже Руслан Гибадулин проявил похвальную заинтересованность в том, чтобы саженцы прижились и над углублениями появилось некое подобие аллеи. Он дал нам колья для того, чтобы подвязать березки, веревку (мы и об этом впопыхах совсем забыли!), а еще – навоз, которым была щедро удобрена каменистая земля. Две березки мы подарили Руслану и он посадил их возле своего дома.
Пусть чиновники проводят и впредь бумажные изыскания, а кое-кто гоняет коров там, где надо ступать осторожно, сняв шапку. Бог им всем судья. Тем из поселковых жителей, кто помогал нам словом и делом, огромное спасибо! Значит, есть еще что-то святое на этой земле, не все потеряно, потоптано копытами и почеркано бездушными отписками. А воинам, чей прах приняла орская земля, вечная память и низкий поклон от нас,
ныне живущих.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024