Святая Мекка принимала орчан
- Общество
- 16-01-2007
Для среднестатистического россиянина паломничество в Мекку не только духовное путешествие, но зачастую единственная возможность побывать за границей. С одной стороны, подобное обстоятельство служит помехой в исполнении одного из важнейших столпов ислама, отвлекает от главной цели хаджа – очищения от грехов, духовного соединения с Богом. С другой, разве это грех – восхититься удивительной природой, которую сотворил Господь, творениями человеческого разума, который также воспламенил Бог?
Что переживают, через что проходят паломники, совершающие хадж? Об этом рассказал Имам-хатыб Орской соборной мечети Хаджи-Расим-хазрат Ахметов.
Путешествие духовное
– Сначала, – говорит Хаджи-Расим-хазрат, – Аллах вложил в меня эту мысль. И постепенно она переросла в страстное желание. Ведь именно в Мекке первый человек Адам после изгнания из рая и долгих скитаний встретился со своей женой Евой. Здесь находится Кааба – храм, построенный Ибрагимом и Исмаилом, по этой земле ходил последний пророк Мухаммад.
Прибыв в Мекку, делегация оренбургских паломников устроилась в гостинице. В первую очередь совершается ихрам – обряд освящения. После чего каждый паломник, облачившись в белые одежды, обязан отрешиться от мирской суеты, обратив все свои помыслы к Богу. Но до главного обряда на горе Арафат паломники совершают так называемое малое паломничество (умра), когда надо 7 раз обойти Каабу и пробежать между холмами Сафа и Марва.
– Когда я совершил умру, – взволнованно рассказывает хазрат Расим, – и испил воды из источника Замзам, меня охватило странное, непередаваемое чувство. Вроде ни я, ни окружающий мир не изменились, а я все иначе воспринимаю, по-другому ощущаю. Чувство настолько острое, что, вернувшись в гостиницу, долго рассматривал себя в зеркале, пытаясь понять, что изменилось.
Хазрат Расим пытается объяснить, донести до слушателя, то есть до меня, что именно он пережил, но приходит к выводу, что даже самый богатый язык не в состоянии передать те неуловимые, тончайшие движения души, то неизъяснимое состояние, которое довелось ему испытать.
После умры начинается хадж – большое паломничество. Накануне праздника Курбан-байрам паломники от рассвета до заката стоят на горе Арафат, когда все эмоции, помыслы обращаются в одну единственную страстную молитву: Господи, прости! И слезы текут по лицу от одной мысли о том, что находишься в святейшем для мусульман месте. Ночь паломники проводят в долине Муздалиф в молитвах и размышлениях. С наступлением первого дня праздника начинается шествие в долину Мина, где паломники символически побивают камнями шайтана, то есть сатану. Олицетворяют зло три столба, расположенных на Джамарате (непосвященному читателю это место может быть известно как мост, на котором не единожды случалась давка во время хаджа). Только после совершения всех обрядов паломник получает титул Хаджи. Среди мусульман человек, совершивший хадж, пользуется особым уважением и получает право носить зеленую чалму.
Хаджи-Расим-хазрат Ахметов дважды совершил хадж в Мекку. Считается, что паломник, совершивший хадж, освобождается от всех грехов, он чист, как новорожденный ребенок.
– Я чувствую, что изменился, стал восприимчивее, мягкосердечнее, терпимее, – говорит хазрат Расим. А потом с грустью добавляет: – Есть древняя притча о паломнике, совершавшем хадж. Он уснул в долине во время обряда, и ему приснился Бог. «Господи, – сказал паломник, – здесь так много людей». – «Их шестьсот тысяч», – ответил Господь. – «И все достигнут цели – очистят свою душу от грехов и пороков?» – «Нет, – ответил Бог, – только шесть человек».
Очистив душу, насытить взор
Только после совершения хаджа Расим Ахметов позволил себе обратить внимание на окружавший его неведомый мир Саудовской Аравии. Неизгладимое впечатление произвели фантастические пейзажи пустыни, бредущие по бескрайним пескам караваны одногорбых верблюдов и, конечно, люди и их нравы.
– В первую очередь, – говорит хазрат Расим, – поразили люди. Вот идет бесчисленная толпа. Каких только лиц, каких рас не увидишь. А настрой у всех один. Люди друг друга без слов, только с помощью жеста, взгляда, улыбки понимают. Народу во время хаджа в Мекке очень много. Как-то толкнул меня прохожий случайно. Я и внимания не обратил, пошел дальше. Мало ли кто тебя в толпе заденет. Так этот человек за мной следом бежал, кланялся, пока я не понял, в чем дело ,и не показал ему, что не сержусь.
А вот местные жители днем на улице даже не появляются. Только вечером, когда паломники разойдутся по гостиницам, на улицу выходят ребятишки играть, мужчины и женщины отправляются в магазины, которые работают круглые сутки, по делам. Удивительно, но в Мекке двери не запирают даже на ночь. В магазинах, на базарах – сказочное изобилие, и никто не позволит себе не то что украсть, просто изюминку «на пробу» взять. После хаджа надо дать жертву. Так нам сразу объяснили: не давайте попрошайкам. Они тунеядцы, которые даже в такой богатой стране работать не хотят. Тем более если у них нет правой кисти. Это вор. Лучше дайте тем, кто черную работу выполняет за мизерную плату.
Целый месяц после возвращения из Мекки хазрат Расим продолжал мыслями оставаться в святых местах, а свое путешествие по сей день помнит в мельчайших подробностях. Вот только пересказать это словами невозможно. Чтобы понять, что такое хадж, это нужно пережить самому.
Татьяна Зиннатуллина
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Слоганы писали и победу одержали!
03-12-2024 -
На Кирпичной и Краснодонской не будет света
03-12-2024 -
Школе-интернату – тщательное обследование
03-12-2024 -
На свет появились Иванна и Марианна
03-12-2024 -
Были ребята, а стали Орлята!
02-12-2024