Всё, кроме свободы
- Общество
- 31-01-2007
Он покинул СИЗО осенью. Вышел в полной уверенности, что начнет новую жизнь без воровства и нарушений закона. С энтузиазмом стал искать работу. Да кто возьмет судимого? Даже в грузчики – табу. Первое время кормили друзья. Потом стал побираться, копаться в мусорных баках. Устал. Вспомнил, как вкусно ел за колючей проволокой, как с удовольствием работал, спал на чистой постели. И на виду у всех обворовал киоск. К зиме вернулся на Гудрон, довольный и счастливый.
О судьбе человеческой, о жизни в изоляторе мы и говорим с заместителем начальника по тылу В. Андреевым.
Навели порядок
– В изоляторе отбывают наказание около 1000 человек, – рассказывает Владимир Аркадьевич. – И это количество растет, так как ужесточился Уголовно-процессуальный кодекс. Но такого скачка, как в начале девяностых, когда страна переживала тяжелые послеперестроечные времена, уже не будет. Ушли в прошлое беспорядки, беззаконие, захваты заложников, переполненные камеры, когда на одного заключенного приходилось меньше 1 квадратного метра. Навели порядок, применяем новые методы. Если раньше, еще со сталинской эпохи ГУЛАГа, было принято давить, душить осужденного, то сегодня доктрина такова: лишается человек свободы, но не нормальных условий. Общение с родственниками, телевизоры, холодильники в камерах – пожалуйста. Обычно приносят родственники заключенных, оставляют в порядке оказания гуманитарной помощи, да и сами приобретаем.
А начинали с нуля
– На какие средства приобретаете?
– Имеем свое подсобное хозяйство. Оборудование скупали у разваливающихся предприятий по дешевке. На тот момент держали всего два-три десятка свиней. Сейчас выращиваем около 600 голов. Есть 22 коровы, 3,5 тысячи кур, 470 кроликов, 560 гусей, более 800 уток, овец, десяток лошадей. Построили свинарник, коровник, птичник. Имеется инкубатор, цыплят реализуем населению. На столах осужденных – блюда из натуральных продуктов.
Арендуем примерно 800 гектаров земли под пашню. Засеваем ячменем, пшеницей. Технику приобрели: три трактора, сеялки, плуги, косилки. Работают свои мельница, пекарня, так что хлеб для заключенных выпекаем самостоятельно. В этом году был неурожай, зерно приходилось покупать.
Трудятся, причем с удовольствием, сами заключенные. За два года построили пять домов по заказу частных лиц. Трудотерапия идет на пользу. Открыты небольшие производства: камнерезный и шлакоблочный участки, швейный цех. Осужденные женщины вяжут носки, рукавицы, шьют простыни, одежду для работников столовой и пекарни. Кстати, есть свой огород, в прошлом году вырастили 32 тонны овощей. Общий товарооборот перевалил за миллионы рублей. Полученные средства идут на зарплату вольнонаемным и на улучшение условий содержания заключенных.
По евростандартам
Несколько лет назад встал вопрос о размещении. Тогда было решено построить второй корпус, причем на современном уровне. По евростандартам на человека должно приходиться не менее 4 квадратных метров, у нас получилось чуть поменьше. В подвале нового здания разместились моечное отделение, прачечная. На первом этаже – пищеблок. Оборудование для него завезли абсолютно новое, не хуже ресторанного. На втором этаже расположены непосредственно камеры-палаты.
– Администрация города помогает?
– Недавно на деньги, выделенные городом (помог совет директоров, в частности, никелькомбинат), приобрели стоматологический кабинет, оснащенный по высшему разряду. А это порядка 145 тысяч рублей. О его приобретении вели речь с Бергом, глава обещал помочь и слово сдержал.
– В таких условиях те, кто у вас «сидит», чувствуют себя комфортнее, чем на воле.
– Я считаю, что главное для человека – свобода и ничто не может ее заменить. Но есть своя правота, многие возвращаются в СИЗО, особенно к зиме. Я объясняю рост рецидива тем, что человеку, вышедшему на свободу, сложнее адаптироваться к нынешней жизни, построенной на капиталистических отношениях. Раньше при выходе заключенный получал справку, в которой черным по белому значилось: трудоустроить. И ему находили работу. Сейчас это нереально. И он берется за старое, надо ведь как-то жить. Вот и становится тюрьма родным домом.
Ксения Назарова, слушательница школы «Репортер»
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024