РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Звания разные, должность – граница

О буднях орских пограничников читатель может судить только по сухим пресс-релизам о задержаниях нарушителей. В канун Дня пограничника наш корреспондент на себе проверил, каково быть человеком в зеленой фуражке. Сегодня наш погранотряд называется службой в городе Орске. Изменения номинальные, остались тот же участок охраняемой границы, те же заставы, командиры и тот же КПП на входе в Управление. В назначенный день ранним утром мое редакционное удостоверение уже лежало на столе у дежурного. Прапорщик не спеша оформлял пропуск.

Уют по-военному
«Проводником» для любопытных журналистов стал начальник пресс-службы Погрануправления области подполковник Р. Дудниченко. Уже минут через десять, погрузив в транспортное средство себя и упаковку армейского сухпая (командировка хоть и не суточная, но без этого некоторый колорит, думаю, был бы утерян), на желтой «Газели» с черными военными номерами мы стали выбираться к черте города.
Если с правой стороны обогнуть зияющую выбитыми стеклами орскую биофабрику и ехать по прямой, то выедешь на одноэтажное здание с тяжелым забором. Некогда здесь была ветлечебница, с 1999 года – погранзастава. До границы отсюда несколько километров. Из гражданских лиц на заставе в поселке Биофабрика бывали разве что задержанные нарушители.
Мы первые гражданские, кому все рассказали и показали. Участок госграницы, который охраняется заставой, простирается от Красного Чабана до Полевого Домбаровского района ни много ни мало 50 километров. А все начинается отсюда – с помещения в несколько комнат для занятий и сбора личного состава, что-то по типу крошечного актового зала, «кабинета» командира, оружейки и «нерва» заставы – комнаты дежурного по связи. «Обустраивали все сами, – проводит по своим владениям начальник отделения погранзаставы в пос. Биофабрика майор С. Омельченко, – уют по-военному. Есть заставы, которые вообще расположены в частном доме на две семьи: одна семья – родители с детьми, другая, за стенкой, – пограничники».
В апреле на этой заставе «Биофабрика» задержали «КамАЗ», груженный контрабандным товаром. Водитель, протаранив проволочное заграждение, въехал на нашу территорию и на приличной скорости двинулся в сторону города, где был задержан.
На дежурство пограничники заступают с восьми вечера. За минувшие ночь и день собирается и анализируется вся информация, полученная на участке, и передается очередному наряду. Выбираются участки границы для патрулирования, выдаются провизия и оружие. И либо на транспорте, либо в пешем порядке идет служба.

В обход идут далеко не герои
По ухабистой дороге, петляющей на вспаханном поле, мы едем за «УАЗом» командира заставы. Та машина легко прыгает по кочкам, а наша «Газель» с трудом барахтается в колдобинах. Повсюду пустое бездорожное пространство. «А как с транспортом на нашей границе?» – спрашиваю у подполковника. «Сейчас ситуация улучшается, – говорит Дудниченко, – кстати, совсем скоро в областное Погрануправление придут 20 машин «УАЗ-патриот», думаю, половина достанется Орску». Вдалеке показывается смотровая часть пограничной вышки. Командир наряда докладывает обстановку на участке. А мы поднимаемся наверх. Обзор сверху – на десятки километров, благо, поле, поросшее одуванчиками и тюльпанами, как гладильная доска, а для наблюдения есть 12-кратная оптика. Вдали виднеются игрушечные строения аэропорта. Совсем рядом – частные подворья нашего 13-го хутора. По периметру участка у вышки к казахстанской территории насыпан бруствер. В случае вооруженного нападения пограничники лягут в окопы для отражения противника.
«Казахстан, вроде бы, государство дружественное, а ваше руководство все об укреплении границы твердит, окопы вон на случай столкновения», – обращаюсь я к служивым. «Дружественное-то дружественное...» – задумчиво произносит сержант. Официально, по оценкам Пограничной службы ФСБ России, на оренбургском участке российско-казахстанской границы остаются актуальными угрозы международного терроризма, распространения наркотических веществ, оружия, боеприпасов, деятельность преступных группировок по контрабандному ввозу. Данные о практически ежедневных задержаниях тому подтверждение.
В апреле 2006 года орские пограничники, применив оружие, задержали «Хантер», въехавший с территории Казахстана. Были сделаны два выстрела вверх и три – по колесам. В результате применения оружия 23-летний водитель получил два огнестрельных ранения, от которых скончался. «А что, по-вашему, нужно было делать? – спрашивает меня подполковник Дудниченко. – Машина незаконно пересекла границу, не реагирует на сигнал остановиться, едет неизвестно куда, везет неизвестно что». Кстати, прокуратура тогда провела разбирательство, и применение оружия было признано законным.

Абсолютный нюх
После посещения границы, обнесенной рвом, колючкой и путанкой, мы едем на Орский автомобильный пункт пропуска. Через который в идеале должны ездить все. В 1993 году здесь было два вагончика и работали только таможенники. Теперь есть много чего: приборы для замера уровня радиации въезжающих объектов, сканер досмотра для багажа, в скором времени установят технику для изучения содержимого целых фур без специальной выгрузки. На место досмотра подъезжают легковушки. Их содержимое осматривают сотрудники таможни и погранслужбы, а обнюхивает овчарка Арчи. Не так давно собачка залаяла на 200 граммов марихуаны. Перевозчики наркотиков иногда открыто едут через МАПП, пытаясь заделаться под добропорядочных граждан. «У бывалых сотрудников МАПП чутье не хуже собачьего», – смеется и. о. начальника КПП «Орск» майор С. Цымбал.
Чуть дальше, у самой границы, ведется строительство. Скоро здесь появится новый международный многосторонний автомобильный пункт пропуска. С 4 направлениями для легкового транспорта, с одним для грузового и еще с одним для автобусов. Все будет оснащено по последнему слову техники. Время для оформления значительно сократится.
Уезжая, мы сворачиваем на новотроицкое направление. На повороте – пограничный пост. Прежний МАПП необдуманно строился в 3,5 км от границы, а на этом участке еще есть дорога, уходящая налево. Военный не обращает внимания на служебные номера «Газели» и лично заглядывает в салон. Увидев целого подполковника, дает отмашку поднять шлагбаум.
На новотроицкую заставу, в чьем ведении больше 60 км границы, мы едем вместе с начальником ст. лейтенантом В. Стебловским. По левую сторону – казахстанская территория. «Смотри, белая «Нива» вдоль границы ходит, – говорит он мне, показывая на любимый внедорожник контрабандистов, – наверняка место на уязвимость «прощупывают», сейчас своим передам».
Вспоминая все намотанные за день километры, делюсь впечатлениями. «И как, скажи, такие территории на замке держать?» – шутят офицеры. «Даже и не знаю, – пожимаю плечами в ответ, – только если минами обложить. А вообще, вы стражи, вам виднее».

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.