ОРСКАЯ ШКОЛА, КОТОРОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ с. КИРИЕНКО
- Общество
- 10-04-2001
В июне прошлого года в кабинете директора средней общеобразовательной школы «Рекорд» раздался телефонный звонок из приемной полномочного представителя Президента РФ по Приволжскому федеральному округу С. Кириенко: «Валентина Ивановна? Вас приглашает Сергей Владиленович на встречу с неординарными руководителями частных учебных заведений…».Встреча была впечатляющей. В. Измайлова получила исследовательское задание. После того, как она успешно справилась с ним, ее зачислили в Академию управления Приволжского федерального округа. Разработки орских педагогов внедряются теперь в ряде школ региона. На днях за опытом в «Рекорд» приезжали руководители учебных заведений Перми и Воронежа.
Наш корреспондент попросил В. Измайлову рассказать о ходе эксперимента.
– Валентина Ивановна, не так давно Вы возглавляли школу № 32 – одну из лучших в городе. И вдруг – новое дело. С чего оно началось?
– Со школы № 32. Именно там начало всех начал. Действительно, коллектив у меня был тогда (как, впрочем, и сейчас) замечательный: инициативный, подвижный. Коллеги мои живо интересовались и подхватывали многие педагогические инновации, которые появлялись в стране. Нас, правда, в городе не хотели признавать, но мы настойчиво рвались вперед. Как-то однажды прочли в газете «Первое сентября» объявление о конкурсе школ России «Эврика». Решили рискнуть и подали заявку. Первый и второй туры прошли заочно, а на третий – получили приглашение в Академию педагогических наук. Вместе со мной поехали в Москву В. Мелехов и В. Сюсюкалова.
Слушал нас известный академик Шадриков. Примечательно, что вместо полутора часов, выделяемых обычно для участников конкурса, с нами работали три дня. В итоге школе № 32 присвоили статус экспериментальной площадки Министерства образования РФ. Позже о нас писали в «Вестнике образования» и в «Педагогическом калейдоскопе». Только городские власти как-то не обратили внимания на наши усилия и успехи. Дополнительного финансирования не дали, но коллектив продолжал упорно двигаться к цели на нескончаемом энтузиазме.
Затем наступил известный период школьных забастовок в связи с длительной задержкой зарплаты. Сложилась ситуация, при которой я попала в перекрестный огонь между родителями моих воспитанников, педколлективом и горадминистрацией. С огромным сожалением пришлось оставить школу, куда были вложены часть души и много лет кропотливого труда.
– Ушли, чтобы получить независимость?
– В тот момент я еще не знала, что делать дальше. Два месяца пробыла в смятении, очень переживала, а затем решила действовать. В свое время заведующий областным отделом народного образования И. Калина предлагал мне престижную должность, я отказалась. Теперь требовалась его поддержка. Исаак Иосифович спросил, что я хочу. Сказала: хочу свою школу… Он дал сопровождающего, и мне показали лицей в Оренбурге и частную школу. То, что увидела, не очень понравилось, но выбор моего дальнейшего пути утвердился. С благодарностью вспоминаю также всех орчан, принявших участие в становлении «Рекорда». Нам выделили здание для школы. В нас поверили. Это было четыре года назад.
– Давайте вернемся к событиям не столь отдаленным. Почему именно на Вас вышли сотрудники аппарата Кириенко?
– По рекомендации того самого академика Шадрикова, у которого мы защищались, когда я работала в школе № 32.
– Какие впечатления оставила встреча с С. Кириенко?
– Он произвел впечатление человека думающего, заинтересованного, умеющего видеть перспективу. В то время шел саммит руководителей областей Приволжского округа. Одновременно собрали и директоров негосударственных школ, чем-либо проявивших себя на педагогическом поприще. Это говорит о том, какое значение придает С. Кириенко образованию подрастающего поколения. Общение с Сергеем Владиленовичем не было разовым мероприятием. Из участников той встречи отобрали группу новаторов, которым поручили проводить в жизнь передовые педагогические идеи, а также стратегические задачи Кириенко.
– Вы вошли в эту группу и даже зачислены в академию, несмотря на возрастной ценз – до 30 лет. Почему к Вам проявлена такая лояльность?
– Возможно, учли практический опыт работы на руководящей должности, мои творческие идеи и научный поиск.
– Валентина Ивановна, какое самое большое достоинство созданной Вами новой школы?
– Личностно ориентированная педагогика, повышенное внимание к каждому ученику. Когда в классе 7 – 10 человек, а учителя проникнуты родительскими чувствами и интересами к своим воспитанникам, образуются как бы семейные ячейки, где зарождается благоприятная домашняя атмосфера. В таких условиях ребенок максимально раскрывает свои способности, а у педагогов появляется больше возможности влиять на формирование нравственного облика учащихся. Иногда родители удивляются, почему мы знаем об их детях больше, чем они сами. А это значит, что ребятишки доверяют нам не меньше, чем своим мамам и папам.
– Как Вы оцениваете результаты своей работы, по каким критериям?
– Мы регулярно проводим всевозможные диагностики: развития школьников и их интересов, обучаемости и обученности, психофизического состояния, готовности к школе. Исследуем компетентность учителя и администрации и так далее. То есть нам важно все знать не только о детях, но и окружающей их среде: родителях, воспитателях, учителях. Только тогда можно «выписать» какой-то портрет. Есть модель выпускника школы, к которой мы стремимся приблизить все свое многочисленное семейство. У нас сейчас уже около сотни учащихся.
– Вы владеете тремя иностранными языками, высоко эрудированы в вопросах литературы и искусства, и педколлектив в школе очень сильный. Надо полагать, и воспитанники ваши не ударят лицом в грязь? Наверное, выпускной порог «Рекорда» они покидают интеллектуалами, на жизненном пути которых будет не один рекорд?
– Да, в основном наша «продукция» – высшей пробы. В прошлом году наши выпускники блестяще сдали экзамены и поступили в вузы. Мальчишки и девчонки принимают активное участие в различных городских и областных конкурсах. Вот недавно Ваня Зензин занял второе место в городской олимпиаде по биологии, Иван Хмельницкий стал победителем городской научно–практической конференции, Костя Семенов показал высокий класс на российских и международных играх по информатике «Дельта».
Заботимся и о дальнейшей судьбе своих питомцев. Так, например, заключили договор с Московским институтом экономики и права. Теперь выпускные экзамены в школе (где присутствуют представители приемной комиссии института) приравниваются к вступительным экзаменам в этот престижный вуз. Таким образом избавляем ребят от двойной нервотрепки.
– Какие горизонты ждут вас впереди?
– Подали заявку на участие в международном конкурсе «Красивая школа», который состоится в сентябре текущего года.
– Успеха Вам! Скажите, наверное, было очень трудно начинать с нуля?
– Безусловно. Но мое жизненное кредо: «Чего хочет женщина, того хочет Сам Бог». Это слова Александра Дюма-отца.
– Кто-то, возможно, подумает: «Хорошо так рассуждать, когда муж был первым замом мэра».
– Он-то как раз меньше всего верил в мою затею с частной школой и палец о палец не ударил, чтобы помочь в становлении «Рекорда». У него существовал строгий принцип: в мои рабочие дела не вмешиваться, что бы там ни было. Коллегам же своим я обязана за бескорыстный и честный труд.
– Как же – бескорыстный? Говорят, у ваших учителей бешеные заработки.
– Такие слухи распускают завистники и злые языки. Ставки у моих педагогов не выше бюджетных. Но люди дорожат своим делом. Потому что здесь – союз единомышленников, которых объединяет свобода творчества. А честь свою мы ничем не запятнали.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024