РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Дом, где учатся… милосердию

Кто-то сочувственно называет их бездомными, некоторые пренебрежительно – отбросами общества, а большинство употребляет слово «бомжи», произнося его с полным равнодушием. И это, пожалуй, самое страшное, когда нам все равно. Нет, чаще всего мы не прочь подать им милостыню, сетуем на власть, не принимающую никаких мер, чтобы оградить нас от них. У самых сердобольных может заскрести что-то внутри… Но как облегчить участь несчастных? Реально ли – изменить их жизнь?
Говорят, и один в поле воин. А верующие добавляют: если на его стороне Бог… Да, с Богом не страшна любая дорога. Казалось бы, неподъемный крест взвалил на свои плечи протоиерей Сергий Баранов, настоятель храма во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия.
Мы знакомы с ним более десятка лет, но до сих пор не перестаю восхищаться его жизнелюбием и духовной энергией. Построил храм в центре города; открыл церкви в двух городских больницах и приюте, ведет там службы; окормляет заключенных в тюрьмах; пишет иконы, воспитывает пятерых детей. Плюс служение в своем приходе. И ко всему этому – хлопоты с бездомными…

Почему батюшка опекает бомжей
Первый раз я видел пристанище для бомжей два года назад, в начале его организации. Церковь тогда только что выкупила у администрации города полуразрушенное двухэтажное здание, и полным ходом шел капитальный ремонт. Много воды утекло с тех пор, и можно подвести какие-то итоги работы этого необычного учреждения. Тем более что есть с чем сравнить. Год назад в Орске открылся областной центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства, на строительство которого потрачены 12 миллионов рублей. Условия там, можно сказать, курортные. Обслуживающего персонала – десятка два. Кругом ковры, современная бытовая техника… Но из-за чиновничьих препон попасть туда имеет шанс, наверное, лишь один бездомный из тысячи и то на очень короткое время. Не случайно там пребывают обычно человек 30.
И вот мы едем с отцом Сергием в поселок Первомайский. По дороге спрашиваю, зачем все-таки ему понадобилось опекать этих опустившихся субъектов. Пусть занимаются ими социальные структуры.
– Да, многие недоумевают. И даже осуждают меня. Как-то позвонил возмущенный пенсионер, фронтовик: мол, зачем я приютил этих тунеядцев, кормлю, одеваю? Стрелять таких надо… Люди взрослые, с руками и ногами – сами должны трудиться. А они пропили все… И таких содержать?
Я ничего не ответил ветерану. Вряд ли понял бы меня так категорично настроенный человек. Хотя, если смотреть на мир с библейских высот, все очень просто. Солнце светит всем одинаково – и праведникам, и грешным. Господь любит всех своих чад – и тех, кто того заслуживает, и кто преступает Закон Божий и человеческие нормы жизни. Так и каждый из нас должен возлюбить ближнего, каким бы он ни был.
– Вы надеетесь, что кто-то из подопечных встанет на путь истинный? – задаю очередной вопрос.
– Есть хорошие примеры реабилитации, – немного задумавшись, отвечает священник. – Приведу вовсе не показательный, но для меня он очень важен. С одним из жильцов пришлось расстаться. Несмотря на многие предупреждения, бедолага продолжал пить, и я его выгнал. Через какое-то время, встретив приютских, он попросил передать мне привет. Ему говорят: ты сам зайди в церковь да повидайся. Тот опустил голову: не могу, мне стыдно перед ним… И это были слова того, о ком привыкли говорить: «Да у него же ни стыда ни совести». Я его выгнал, и он мог сердиться на меня. Но ему стало стыдно – значит, в нем проснулось что-то человеческое. Видать, все-таки не совсем он пропащий.
Во-первых, среди этих горемык немало хороших людей со сломанными судьбами: оступившихся, случайно угодивших в омут. Они так нуждаются в простом человеческом участии и поддержке. А во-вторых, это же питательная среда для преступности, она социально опасна, а мы вольно или невольно пересекаемся с ней на каждом шагу.
– Но ведь они приходят к вам с улицы больные и, может быть, заразные… Как вы с ними управляетесь? – задаю священнику давно интересовавший меня вопрос.
– Да, они несут много болезней: СПИД, сифилис, туберкулез… Не говоря уже о том, что вши с них сыплются как иголки с елки. Бывает, порог приюта переступает человек, заживо гниющий. Принимаем всех без исключения. Определяем новичков в помещение для карантина. Отмываем, бреем, стрижем наголо, приводим в божеский вид и отправляем на медосмотр.
– Кто же все это делает?
– Поначалу сам брал в руки мочалку с мылом. Сейчас есть ответственные из числа постояльцев приюта. Медсестра у нас своя. Она проводит обследование, при необходимости обрабатывает медицинскими препаратами, назначает лечение. Пришедших с инфекционными заболеваниями доставляем в соответствующие медучреждения.
Мне подумалось, читатель, наверное, скажет: как хорошо, что бомжей собирают в одном месте, далеко от центра, что хотя бы эти не ходят по городу и не плюют своей туберкулезной слюной в песочницу, где играют наши дети. И это действительно так.
А отец Сергий, вернувшись к моему вопросу – почему он дает кров бездомным, – продолжал:
– Есть две причины. Первая – нравственная. Если мы не будем милосердны, наши дети тем более не научатся сочувствовать чужой боли и легко могут пойти на преступление. Вторая причина связана с желанием удержать от греховных поступков людей, выброшенных обстоятельствами на обочину жизни. И тем самым – оградить общество от зла. Я был свидетелем, как больной туберкулезом плевал в чужую тарелку, мстя обществу за то, что оно отвернулось от него.
Вот почему для меня так значительно признание «батюшка, мне стыдно». Это хороший результат.

Озаренные светом Христовой любви
Кого же приютил батюшка в своей богадельне? Публика у него весьма разношерстная: бывший зэк и безногий инвалид, наркоман и воспитанница детдома, которая скоро должна родить, беспробудный пьяница и одинокая парализованная прихожанка… И о каждом из них он говорил как о близком, родном человеке. Кто-то скажет: какое надо иметь сердце, чтобы так вот по-братски относиться ко всем окружающим, будь то человек достойный или преступник. А он по-другому просто не может.
– Служители церкви призваны духовно опекать не только тех, кто приходит к ним в храм, – продолжал делиться своими мыслями отец Сергий. – Я вот уже более десятка лет езжу по зонам. Беседую с заключенными, исповедую их и причащаю. У кого-то просветляется душа, тянется к Богу. Но вот выходят они на свободу, а кто их здесь ждет? Человек поскитается в поисках пристанища и, не найдя его, сочтет вправе грабить, воровать. Потому что это общество вытеснило его, не дало возможности устроить жизнь. Теперь у меня больше возможностей помочь таким людям. Освободился недавно хороший парень, по глупости попавший за решетку. Я не только взял его в приют, но и доверил ему вести хозяйство, поддерживать порядок среди постояльцев.
Наконец добрались мы с батюшкой до его обители. Полуразрушенную двухэтажку сейчас не узнать. В. Горбунов, руководитель строительно-торговой фирмы «СТС», помог сделать капитальный ремонт. Кроме комнат для проживания, есть все необходимые бытовые помещения: кухня, трапезная, прачечная, склад для одежды, комната отдыха, комната для сестер милосердия. Действует медицинский кабинет.
В обширном дворе появился каркас для столярного цеха, который обеспечит рабочие места и финансовую поддержку этого заведения. Своими силами осуществили реконструкцию здания, и теперь в нем расположилась иконописная мастерская, планируется открыть актовый зал для художественной самодеятельности. Имеется баня. Построили помещения для подсобного хозяйства. Нашлись любители крестьянского труда, вызвались выращивать овощи. Завели разную живность: корову, коз, кроликов, гусей, уток, кур, индюков…
Словом, жизнь весьма содержательная и активная у большинства домочадцев. Есть даром церковный хлеб, наверное, совестно, и люди стараются внести посильную лепту в общие дела. Кстати, кормят здесь очень сытно, три раза в день. Все это я увидел и узнал чуть позже, а пока с интересом наблюдал за батюшкой.
Несмотря на занятость, он приезжает сюда почти каждый день, и встречают его с радостью, как родного отца. Вот и сейчас обступили, засыпали вопросами. Он в курсе многочисленных проблем и с ходу дает советы, распоряжения. Для каждого находит доброе слово. Затем совершает обход больных, инвалидов, которых здесь человек 40. Заходит в домовую церковь, где получают духовное утешение не только приютские, но и жители микрорайона. На минуту заглядывает к маме с новорожденным. Уже третий малыш появился на свет, и у него будет постоянная прописка: улица Колларова, 6.
Живут здесь по принципу коммуны: общий труд, здоровый ухаживает за больным… Проходит некоторое время, и отверженные обществом, немощные и одинокие, потерявшие ориентир в сложном и жестоком мире, постепенно начинают чувствовать себя людьми. Почему? Да потому что здесь постигают азы милосердия. Все. И сами обитатели приюта, и те, кто о них заботится: прихожане храма, благодетели, православные медики, работающие бесплатно, священнослужители. Даже городские власти начинают поворачиваться лицом к обездоленным.
В начале года глава города решил своими глазами убедиться, что церковь опекает около сотни бездомных. Собрал почти всех своих замов, начальников отделов, пригласил председателя горсовета и вместе с ними поехал в поселок Первомайский. Подивились чиновники инициативе батюшки. А Ю. Берг почти каждому дал конкретное задание: провести в помещение газ, помочь с питанием, изыскать возможность оплачивать работу медсестры, которая трудится здесь во славу Божию… Через некоторое время распоряжения главы начали обретать реальность. Чего стоит для обитателей приюта хотя бы поддержка питанием. Более 600 килограммов мясопродуктов выделил директор мясокомбината А. Косачев.
Эту истину хорошо усвоили духовные чада священника. Его слово и личный пример вдохновляют на дела милосердия. Один благодетель организовал при трех храмах трапезные, где два раза в день кормят горячими обедами всех, кто по большому счету не нужен государству: бездомных, нищих, малолетних попрошаек. И мир их, погруженный во тьму равнодушия, озаряется светом Христовой любви…

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.