РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«На гражданке» тучи ходят хмуро. Жизнь после «дембеля» не сахар

Они приходят из армии, мальчишки, ставшие мужчинами. И практически никому не приходит в голову, что эти воины, постигшие науку войны, солдатской дружбы, в совершенстве владеющие оружием и современной военной техникой, а иные, даже заглянувшие в глаза смерти, в повседневной гражданской жизни беспомощны. Они уходили в армию, едва встав из-за школьной парты. Привыкать к армейской жизни трудно, но принцип прост: делай как все. И рядом всегда есть товарищи и командиры. А вот на «гражданке» никто не объяснит «боевую» задачу, не отдаст приказ. При этом у молодого человека, как правило, ни профессии, ни жилья, ни денег, зато переполняют «чувство исполненного долга» и недоумение: «Как же так? Еще вчера позарез был нужен стране, а сегодня до меня никому нет дела». Да еще найдется умник, который мимоходом бросит: «Я тебя туда не посылал». И вот он – протест: «Ах так! Ну, и вы мне не нужны!» И пошло-поехало. Пьянство, хулиганство, сломанные судьбы. Воин Отечества, прошедший суровую школу службы, оберегавший сытый покой того, кто «его туда не посылал», выживший в горячих точках, вдруг нелепо гибнет в мирной жизни на глазах у равнодушных сограждан.
Так есть ли хоть кому-то дело до молодого человека, вернувшегося из армии и заблудившегося в кривых лабиринтах «гражданки»? Мы пытались это выяснить. Один звонок, другой, третий... Говорят, мол, есть такие, предлагают позвонить в следующую инстанцию. Две страницы исписаны телефонными номерами – и вот наконец... «Союз семей военнослужащих России».
Н. Обух, председатель регионального отделения «Союза семей военнослужащих», встречает меня в комнате воинской славы. Комнатка невелика, проста в убранстве, но черный бархат и церковная свеча под рядами фотографий ребят, навеки оставшихся молодыми, да флаг Российской Федерации с гроба одного из погибших в Чечне сразу настраивают на печально-торжественный лад. Нашу непродолжительную беседу неоднократно прерывают телефонные звонки. Эта женщина, потерявшая своего сына в 1999 году на трагически известной площади Минутка в Грозном, сегодня отчаянно борется за каждого «солдатика» – бывшего, нынешнего и будущего.
– Конечно, – говорит Надежда Федоровна, – помогаю чем могу. Приходят ко мне и сами ребята, и их родители. Услышать от меня страшные истории не надейтесь. Это может стать тяжелой травмой для людей. А ребята и так изломанные, с нарушенной психикой. Вот прежде всего и помогаем им с психологической реабилитацией. Заключили договор с Центром «Гармония».
Такой же договор есть и с Центром занятости. Как правило, предварительно звоню, согласовываю, чтобы парня встретили нормально.
Но считаю, что одна из главных проблем – недоступность жилья, невыгодные кредиты. Собрала все сведения о предоставлении банковских кредитов. По крайней мере, могу разъяснить им, где, на каких условиях, на какой срок выгоднее брать кредит.
Еще на областной конференции в 2005 году была поднята проблема доступности жилья. Сейчас продолжаем работу в этом направлении. Об этом же говорила с президентом Путиным на недавней встрече. Говорил он со мной всего несколько минут, но я постаралась сказать самое важное.
Сейчас составляем списки тех, кто хотел бы строиться. Желающих много, а реальные возможности, к сожалению, есть далеко не у всех.
У нас сложились прекрасные отношения с военкоматом. Александр Владимирович Бондарь всегда откликается на мои просьбы. Единственное, чего мне бы хотелось, чтобы молодые люди знали: если есть проблемы, нужна помощь – всегда могут прийти сюда. Главное, чтобы они не отчаивались. Страшно терять сыновей на войне, еще страшнее, если они накладывают на себя руки от безысходности, как это было в Светлинском районе. Пришел парень из Чечни. Дома – ни работы, ни средств к существованию, а в семье еще братья и сестры. Он бился, бился, пытаясь получить свои «боевые», а потом повесился, оставив матери записку. Мол, может, хоть так тебе мои деньги выплатят. Не делайте этого, сынки. Нет сил бороться – приходите, чем сможем поможем.

Татьяна Зиннатуллина

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.