РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Разрезали путы – дорога в жизнь открыта

Мы так часто повторяем, что Орск – многонациональный город, что перестали его таковым воспринимать. С одной стороны, это хорошо: мы не делим орчан по национальному признаку, а на протяжении не одной сотни лет живем бок о бок в мире и согласии. С другой стороны, не задумываемся о менталитете, традициях людей, живущих рядом. А ведь знание культуры помогает лучше понять друг друга. Только через уважение и понимание людей других национальностей воспитывается любовь к своей культуре, городу, стране.Сегодня в Орске возрождаются национальные общества. Их деятельность направлена на то, чтобы собрать, сохранить, передать другим поколениям все многообразие, красоту национальных культур, которые, переплетаясь на одной земле, создают неповторимый колорит нашего города.
Вот и «Орская хроника» решила посвятить цикл публикаций этой теме, чтобы чуть-чуть приоткрыть дверь в прекрасный, удивительный и, к сожалению, мало нам известный мир национальных культур.
Ярким созвездием на городском небосклоне сияет «Уркер» – городская культурно-просветительская организация казахов. «Уркер» – плеяда звезд. Создателем и первым председателем общества был У. Нурмухамбетов, ветеран Великой Отечественной войны, участник боев на Халхин-Голе, почетный старейшина казахского национального центра. С 1996 года руководит «Уркером» А. Саурамбеков, более известный орчанам как архитектор, а между тем он был делегатом Всемирного курултая казахов в Стамбуле и организатором Всероссийского курултая в Орске.
Организация казахов ведет просветительскую работу среди молодежи, пропагандирует язык, собирает старинные песни, танцы, обряды своего народа.
– К сожалению, – говорит А. Дайрабаева, заместитель председателя казахского культурного центра, – сегодня в Орске нет национальных казахских школ, нет возможности смотреть каналы казахского телевидения, читать газеты и журналы на родном языке. На протяжении нескольких лет в Орском педколледже готовились преподаватели казахского языка и литературы, но из-за отсутствия у молодежи интереса к родному языку отделение было закрыто. В настоящее время изучать язык, литературу, историю культуры можно только факультативно и в кружках. Приходится собирать и восстанавливать информацию по крупицам, выписывать специальную литературу из Казахстана. Хорошо, что в деревнях еще остались старики, которые помнят старые обряды, песни, обычаи.
Хочется заметить, что казахское общество занимается не только тем, что собирает утраченные традиции, но и воссоздает их. В педколледже есть вокальный ансамбль «Шушу» (подарок), на городских сценах и сельских площадках члены общества проводят национальные праздники.
Расскажем лишь о некоторых из них.

Наурыз
Согласно древним традициям Новый год (наурыз) казахи встречают в день весеннего равноденствия. Именно такой яркий, запоминающийся праздник провели члены казахского центра в орском театре драмы. Как везде, на празднике пели и танцевали. В фойе театра всех желающих угощали традиционным напитком наурыз-коже, включающим в себя семь ингредиентов и символизирующим достаток, плодородие, богатый приплод скота в наступающем году.
Кульминацией праздника стало проведение обряда разрезания пут, который проводится, когда ребенок встает на ножки и делает первые шаги.
Для обряда вьется веревочка из черных и белых ниток – таких, как сама жизнь, состоящая из белых и черных полос. Веревочкой опутываются ножки ребенка, а разрезать ее доверяют самому уважаемому человеку в ауле, общине, стоящему крепко на ногах, чтобы ребенок достойно преодолевал жизненный путь, не спотыкался, не сбивался с верной дороги. После разрезания пут все члены церемонии одаривают друг друга подарками. Как правило, уважаемому человеку благодарные родители малыша дарят жеребенка, ковер или чапан (халат) с национальным головным убором, а всех гостей осыпают шашу – конфетами и монетками.

Тасаттык
Ох и достала всех жара! А в сельских районах отсутствие дождей еще и на урожаях сказывается. Вот и решили в поселке Полевом провести обряд прошения дождя у Всевышнего. Пригласили орчан. Зарезали четырех овец для угощения. На берегу реки всем селом варили бешбармак, а священнослужители провели молебен.
Самое любопытное было в конце обряда: поймали лягушку, написали на ней химическим карандашом строки из Корана и пустили в реку. А закончился обряд всеобщим праздником, песнями и национальными танцами.
А в результативности проведенного обряда каждый может убедиться лично, стоит только глянуть за окно.

Татьяна Зиннатуллина, Анна Алексеева.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.