РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Услышьте наши души

Поднимаюсь по узкой лестнице на балкон одного из орских храмов. Отсюда звуки песнопений разливаются по всей церкви, и сюда невольно поднимает глаза каждый, кто впервые здесь оказался. В перспективе вся церковь как на ладони: иконы на стенах, расписанный иконостас с Царскими вратами, еще острее улавливается сладковатый запах ладана. И песнопения, непонятные по смыслу, но пробуждающие какие-то новые, необъяснимые чувства в душе. Совсем другая музыка. Виктория учится на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища, а в свободное время поет в церковном хоре. От сокурсников узнала, что в храме есть возможность «поупражняться» в пении – церковные распевы в этом смысле куда эффективнее гамм и арпеджио. А заодно подзаработать. Хотя с самого начала знала, что приходящим певчим платят маловато. В праздничные дни, когда приходится работать помногу часов, – чуть больше, чем в обычные службы. «Дело в общем-то не в деньгах», – чуть подумав, добавляет девушка. «А когда ты поешь, о чем думаешь?» – спрашиваю ее. «О том, как бы не спеть мимо нот...» – улыбается Вика. Ее знакомые относятся к такой «работе» без особого интереса. Многие, впрочем, часто вслух недоумевают, зачем молодой симпатичной особе столько времени проводить на клиросе.
Тем более что православные песнопения – это очень интенсивная работа. Это вам не «пэстню спеть». Это постоянное напряжение: нужно быть внимательным, сосредоточенным, легким на подъем. В этом случае даже «сидение» хора в церкви оправдывается.
Пытаемся поговорить и на чисто музыкальную тему. Тщетно силюсь вспомнить что-нибудь из отечественной православной музыкальной культуры. «Сейчас вот очень активно возрождается в России знаменное пение. Сторонники традиции говорят, что церковное пение должно быть выразительным, но не выражать эмоции. Ты как считаешь?» – «Не знаю, – говорит Вика, – мне нравится петь все: многоголосия, самые разные распевы, и знаменный в том числе».
Церковный певчий – это уже не просто музыкант, хотя среди них есть и педагоги, и медики, и даже милиционеры, это, скорее, образ жизни. Здесь свой устав. Хотя бы раз в месяц нужно исповедоваться и причащаться, вести благочестивый образ жизни. Считается, что внутреннее состояние певчего, который творит в храме общую молитву, имеет важное значение. Мне привели такой пример: если хирург зайдет в операционную с грязными руками и начнет делать операцию, он не только не вылечит больного, а еще и заразит его какой-нибудь инфекцией.
Так и в богослужебном пении надо стремиться содержать свою душу в чистоте. А отсюда и внешняя скромность, девушки, к примеру, должны выглядеть опрятно, без украшений и косметики.
– После того как ты начала петь в церкви, в тебе что-то изменилось?
– Многие вещи стали вдруг понятными. Пение для меня – это лучшая забота о душе.
На хоровом балконе литургия воспринимается немного иначе. Время течет быстрее. Вот только что певчие склонились над нотами, пропели первую ектенью, антифоны, и уже звучит Херувимская, а чуть погодя – Милость мира. В хоре поют дети и родители, мужья и жены. Рядышком с молодыми мамами в течение всей службы – маленькие детки. Похоже на одну большую семью.
А еще говорят, что многие люди, даже не имеющие слуха, в церковных хорах начинают петь. Потому что тут сама душа поет.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.