Тяга к знаниям – семейная черта
- Общество
- 14-08-2007
Много славных имен дали татарский и башкирский народы нашему городу, в их числе именитые купцы, политические деятели, писатели и поэты, просветители. Наш рассказ о семье, оставившей значительный след в истории не только Орска, но и в общечеловеческой. Аллаяр Мамбетов вернулся с Крымско-турецкой войны в Башкирию в 1876 году в чине офицера. Обзавелся семьей. В 1884 году родился один из сыновей – Сагит. Когда ему исполнилось 10 лет, Аллаяр Мамбетов умер. Один из старших сыновей писал историю своего отца на арабском языке, другой открыл первую школу в деревне, которая и поныне носит его имя – Мамбетово, а младшему Сагиту пришлось пасти лошадей своих братьев, которых те растили для царской армии. Но мальчику очень хотелось учиться, потому он и сбежал однажды на лошади в Троицкое медресе, где готовили народных учителей. А получив образование, приехал в Орск. Здесь он быстро освоился в кругу городской интеллигенции, познакомился с писателем Мирхайдаром Файзулиным (Файзи), а потом и с его сестрой – Магруй.
Махмут Файзулин много лет служил на Каспии моряком. В 40 лет вернулся домой. В качестве награды за верную службу получил хутор Жюняй (Мустафино). Построил дом, мельницу, обзавелся семьей. Все его дети получили бесплатное образование. Дочь Махмута Магруй окончила орскую гимназию, где, кроме основных знаний, давали навыки игры на музыкальных инструментах, учили рукоделию, кулинарии, ведению домашнего хозяйства.
В 1912 году Сагит и Магруй поженились. После Октябрьской революции супруги Мамбетовы стали одними из первых народных учителей в Орске. Магруй преподавала естествознание и историю, Сагит учил детей 1–4 классов. Тогда Оренбургская губерния была куда больше нынешних размеров, а потому в 1923 году супруги были направлены в село Мамбетово (Башкирия), затем в Акьяр – открывать первые советские школы.
В первые годы советской власти жизнь их забрасывала в разные уголки Оренбуржья и за ее пределы. Сагит работал учителем даже в Бухаре, где ему приходилось не раз спасаться от басмачей, рисковать жизнью. Но в 1941 году его арестовали. Больше его не видели ни жена, ни дети. Пришлось Магруй самой ставить на ноги пятерых детей. А между тем ее детям было отказано при поступлении в высшие учебные заведения.
Взяла она одну из дочерей – Явгар, прихватила козу и отправилась в Орск. Шли трое суток, питались молоком козы. А придя в город, Магруй козу продала, купила дочери штапельное платье, парусиновые тапочки, берет и «отпустила» в самостоятельную жизнь. 18-летняя Явгар устроилась лаборантом на мясокомбинат. Работала на износ. Предприятие отсылало продукцию для фронта, поэтому смена длилась порой трое суток кряду. Явгар работы не боялась, страшнее было добираться до предприятия через степь, когда по ночам там рыскали волки.
В 1946 году она познакомилась с офицером Рускаром Мусиным, он приезжал в отпуск к родственникам. Явгар ему сразу приглянулась, и молодой человек предложил ей выйти за него замуж. Но тогда девушка отказала, не захотела ехать с ним в Германию. А в 1948 году, после редких встреч и длительной переписки, они все же поженились. Через неделю новоиспеченный муж уехал в Германию. Такая семейная жизнь врозь длилась еще 2,5 года. Потом была военная часть в Новосибирске.
Несмотря на то, что Рускар был офицером, образование он до войны получить не успел. Вот и делали за одним столом уроки он и его сын-первоклассник, а Явгар ходила к обоим на родительские собрания. 28 лет отдал Мусин армии, а потом в одночасье решил, что хватит, подал в отставку. Явгар пришла с работы домой, а там контейнер уже стоит. Так и вернулась семья в Орск – на родину.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024