РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Улиц городских творцы хрущевки строили, заводы и дворцы

Орск – это прежде всего люди. Это они возводят его площади и улицы, работают на предприятиях, создают его неповторимый колорит, особый характер и облик. Это их предки здесь жили, их могилы мы чтим, храним память о них. Поэтому и разговор сегодня пойдет о людях нашего города.Завтра мы начнем отмечать День города. А город не сам по себе возник, его люди строили. Так кто же они – созидатели, творцы, строители? Не будем обращать свой взгляд в «глубь веков», а посмотрим поближе, в то время, когда Орск интенсивно застраивался, рос, хорошел. Посмотрели... И обнаружили, что «иных уж нет, а те далече».
В разработке Генерального плана застройки города сроком на 25 лет непосредственное участие принимал С. Супрунов. Его-то мы и попросили рассказать о тех ставших уже легендарными годах.
– Для ведения в городе строительства были созданы три треста. ГНЗС (Главнефтезаводстрой). Трест занимался расширением завода и индивидуальной застройкой на Крекинге, строил дома в районе ДК нефтехимиков, от проспекта Ленина и до улицы Лесной, – рассказывает Степан Григорьевич. – Был еще трест – МТМ (Министерства тяжелого машиностроения). Он застраивал 2-ой участок. Третий трест – «Южуралтяжстрой» – в основном занимался расширением ОМЗ и застройкой города по проспекту Мира. Руководил трестом Алексей Радостев (одна из улиц города носит его имя).
После создания совнархозов тресты объединили, а на их базе создали «Промстрой» и «Жилстрой». Вот когда город начал строиться! Был создан домостроительный комбинат, где делали крупнопанельные дома. Строителям оставалось только собирать их как карточные домики. Тогда в Орске в год сдавали по 50 тысяч квадратных метров жилья, а после внедрения панелей улучшенной планировки – и по 82 тысячи.
– Степан Григорьевич, а чем непосредственно вы занимались?
– С 1946 по 1983 годы я работал в трамвайном управлении. А вот заниматься приходилось очень многими проблемами. Куда направляли, там и работал. Например, приходилось заниматься проектированием малого моста. Мост был построен в 1954 году. Во время паводка через реку ходил паром. Нередко случались аварии. Я нашел старые архивы, где подробно отмечались все уровни реки и толщина промерзания, и с учетом этих данных был спроектирован мост и даже трамвайные пути по нему в Старый город. Он был рассчитан так, что ледоход шел поверху, не разрушая строения. И через неделю был снова готов к эксплуатации. За эту работу я премию получил, купил автомобиль.
И в строительстве большого моста участие принимал. В этой связи запомнился один случай. По телевизору Штепсель и Тарапунька шутку запустили, мол, знаете, какая в СССР самая широкая река? Урал. Мост через него 5 лет строили. А на самом деле наш мост не был долгостроем. Мы при строительстве новые технологии применяли: впервые были использованы балки предварительно напряженной арматуры. Их на нашем железобетонном сделали. И при испытании такая балка выдержала 72 тонны. В случае чего по мосту можно и паровоз пускать – он на такую нагрузку рассчитан. Позже эти технологии применялись в Оренбурге, Ульяновске, по всей дельте Волги. Да много чего я за свою жизнь строил: школы № 35, 38, 52, три детских сада, макаронную фабрику, дома по улице Московской, кинотеатр «Мир». И в Новотроицке, и в Гае строил. Проектировал все трамвайные пути в Орске. Всего не перечислишь.
– А как бы вы оценили современную стройиндустрию в городе?
– Оценил бы, если было бы что оценивать. Может, где-то один-два дома строятся, но это не строительство. Для того чтобы возводить жилье, необходимо возродить домостроительный комбинат, ЖБИ. Другой вопрос: где возводить? Генплан, транспортные развязки устарели, необходимо разрабатывать новые. Да и площадей свободных нет. Разве что поселок ОЗТП. Или же ломать старые дома и на их месте возводить новые.

Татьяна Зиннатуллина.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.