РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

БЛИЗИТСЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В «ОХ» за 10 апреля мы уже рассказывали о директоре частной школы «Рекорд» В. Измайловой. Напомним читателям, что она входит в группу передовых руководителей школьных образовательных учреждений, созданную полномочным представителем Президента РФ по Приволжскому федеральному округу С. Кириенко. Успешно завершив учебу в Академии управления образования Приволжского федерального округа и получив соответствующий диплом, Валентина Ивановна вернулась в родной город и дала эксклюзивное интервью нашему корреспонденту.Полученные нами новости касаются потрясающих перемен в школьном образовании страны, которые грядут в ближайшем будущем.
– Валентина Ивановна, возглавляя Российское правительство совсем непродолжительное время, Кириенко в первую очередь обратил тогда внимание на нужды народного образования. Ему удалось предпринять некоторые шаги к изменению существующей системы. Сейчас он продолжает эту линию?
– Да, Сергей Владиленович во многом связывает будущее России с совершенствованием школьного обучения, развитием личности молодого человека. Будучи представителем Президента, он учит подвластные ему образовательные структуры мыслить и действовать неординарно, соответственно велению времени, опережая теоретиков и практиков других регионов. Разработки специалистов его госдепартамента по образованию нашли отражение в «Проекте экономических направлений развития школы», который находится уже на рассмотрении у Президента страны. В нем предложены кардинальные перемены экономического содержания всей школьной жизни.
– В чем они состоят?
– Предполагается объединить два министерства – образования и культуры. Ликвидировать небольшие школы и отдать их под жилье учителям. Увеличить наполняемость классов, а высвободившиеся помещения использовать для учреждений культуры. Преодолеть управленческий кризис в стране, проведя переподготовку руководителей школ и управлений образования. Дать школам финансовую самостоятельность. Расширить количество платных услуг в образовании. Взять в зарубежном банке долгосрочные кредиты и использовать их для компьютеризации школ и повышения квалификации кадров. Эти и другие новшества мы обсуждали в академии с директором института экономики образования РФ Е. Полушкиной.
– Ну, так это же настоящая революция! Расскажите чуть подробнее о материальной стороне новой политики. Как отразится она на учителях, родителях, детях?
– Государство выделяет на каждого городского ученика 3,5 тысячи рублей в год. В Орске же эта сумма уменьшена по ряду причин до 2377 рублей. Исходя из этого расчета, школа сама будет оплачивать все расходы: коммунальные услуги, труд учителя, питание учащихся, оборудование, мебель и так далее. И вот тут-то, при самостоятельном балансе, руководителю потребуются незаурядные экономические навыки, умение грамотно просчитать, во что обходится содержание его учреждения. А далее надо будет умело распорядиться своим «кошельком». Директор вынужден будет думать, как уменьшить затраты на «коммуналку», стоит ли держать раздутый штат своих сотрудников, как заработать дополнительные средства. Педколлективы получат право распоряжаться своим имуществом и заниматься коммерческой деятельностью.
– А разве сейчас директор не является полновластным хозяином в решении экономических вопросов?
– Нет, к сожалению, он далек от всей этой кухни. Когда я руководила государственной общеобразовательной школой, мне предъявляли сметы, где надо было исполнить лишь маленькую формальность: поставить свою подпись. А потом и сметы перестали давать. Уверена: ни один директор никогда не обсчитывал свою школу. Что и как делалось – неизвестно. Мы и понятия не имели, надо ли экономить на коммунальных услугах, допустим, ставить счетчики для учета электроэнергии, тепла, воды. Платили за нас – и ладно. Считали вместо нас – ну и хорошо. Куда шли денежки, выделяемые государством, никого не интересовало. Да, есть в управлении образования экономисты, но опять же парадокс: они распоряжаются не своими, кровно заработанными средствами, а теми, что пришли как бы сами собой. По расчетам специалистов, при бюджетном финансировании, которое сейчас осуществляется в стране (это порядка 100 миллиардов рублей), уже сегодня можно повысить зарплату учителям на 50 процентов, если рационально использовать эти деньги. Однако овладеть искусством бережливости не так-то просто. В республике Коми был проведен эксперимент. Потребовалось два года, чтобы научить руководителей школ правильно тратить свои финансы.
– Валентина Ивановна, предстоящая перестройка, видимо, приведет к массовой безработице учителей? Ваше отношение к этой проблеме?
– Многие, конечно, останутся не у дел. «В цене» будут сильные педагоги, имеющие высшую категорию, способные дать глубокие, прочные знания, заинтересовать ребятишек своим предметом. На средних и слабых просто не станет спроса. А таких сейчас немало. Поэтому учитель должен работать над собой, иначе он не будет востребован.
– Родителям все чаще приходится выкладывать деньги на обучение школьников из своего кармана. Такая тенденция будет продолжаться?
– Курс на платное образование вряд ли изменится. Государство намерено выделять деньги только на определенный государственный стандарт: 20 часов в начальных классах и 30 – в среднем звене. Все остальное придется оплачивать родителям. Школа должна выполнять заказ социума. Хотите, чтобы ваш ребенок изучал риторику, логику или, допустим, иностранный язык с первого класса – пожалуйста, платите. Сегодня гимназии работают по повышенной сетке, добавляя те или иные предметы. Пока что средства на это идут из городского бюджета. Но уже завтра ни копейки сверх стандарта гимназисты не получат.
– А как же быть малоимущим родителям? Для их детей, выходит, путь к углубленным знаниям закрыт? Это же несправедливо. Ведь среди них могут быть очень талантливые ребята.
– Одаренных школьников город может взять под финансовую опеку.
– Имеют ли право на финансирование из городского бюджета частные учебные заведения?
– Негосударственные образовательные учреждения, такие, как наша школа «Рекорд», например, также имеют право на бюджетные деньги в рамках госстандарта, потому что они выполняют заказ государства. Правда, просуществовав три года, мы пока еще не обращались за финансовой помощью в городскую казну. Были на то причины. Сейчас, пожалуй, придется нарушить традицию, несмотря на то, что на ногах стоим уже более прочно.
– Надо полагать, предстоящие реформы не очень волнуют учреждения альтернативного образования?
– Мы, конечно, набили шишки, пока научились считать каждую копейку. Но проверку временем выдержали достойно. Частные школы страны все больше завоевывают авторитет на рынке образовательных услуг. Вот и Московский государственный университет стал частным. Так что «революция» нам не страшна. А вот коллеги из государственных школ должны заранее готовиться к работе в новых условиях и выбросить из головы мысли о том, что их кому-то выгодно взять в ежовые рукавицы. Само время диктует нам всем жесткие условия. Но талант и любовь к своей профессии помогут преодолеть все преграды.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.