РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Крутится, вертится шар голубой…»

Ровно 30 лет назад ушел из жизни Константин Берегов. Это имя было в городе на слуху. Он работал на нефтеперерабатывающем заводе, но орчане больше знали его как поэта и драматурга. Об отце вспоминает дочь – Людмила Малышева.Передо мной лежат архивные материалы 30-летней давности, газеты «Орский рабочий», «Нефтяник». Читаю короткую заметку: «Константин Семёнович Берегов родился 16 мая 1921 года в г. Москве. 8 ноября 1977 года скоропостижно скончался на 57-м году жизни. Многочисленная общественность города, нефтяники завода в глубокой скорби проводили своего рабочего поэта».
Я часто с болью вспоминаю тот холодный ноябрьский день. Дул порывистый мокрый ветер. Но людей, пришедших попрощаться со своим любимцем Костей Береговым, было бесчисленное множество.
Суровые испытания прошел мой отец в годы Великой Отечественной войны. Политрук и секретарь комсомольского подразделения танкистов Константин Берегов в одном из боёв под Харьковом получил тяжелое ранение и оказался в фашистском плену. Более трех лет провел он за колючей проволокой, из них восемь месяцев – в лагере смерти «Маутхаузен».
В плену отец начал писать стихи. Здесь родились его «Марш военнопленных», поэма «Тоска по Родине». Страстный дух политического обличения не оставил равнодушным никого из находившихся тогда в штрафном бараке.
Здесь черная свастика,
миром проклятая,
Соки и кровь народов сосёт,
здесь голод царит
и нужда непроглядная,
Здесь стонет под гнётом
фашизма народ.
После войны в 1945-м отец приехал в Орск, где более тридцати лет работал на заводе имени Чкалова электриком. Продолжая заниматься литературным творчеством, активно сотрудничал в заводской многотиражке «Нефтяник», выступая в разных жанрах. Это был мастер сатирических миниатюр.
Ходит важно, смотрит хмуро,
Хотя и пешка, но – фигура.
И они отнюдь не устарели, актуальны и теперь спустя много лет.
С работы Зайца снял Хорёк
И предложил в двухдневный срок
Закончить передачу дел.
Приказ читая, Заяц побледнел:
– За что же? – прозвучал вопрос.
– Мне кажется, всё ясно
без вопроса –
Ты на начальство смотришь косо.
Но особенно популярен был Константин Берегов как поэт-басенник. Много работая в этом жанре, он живо и умело критиковал людские пороки и слабости характера. А эта басня мной особенно любима:
Сова и Солнце
В гостях у старого сыча,
В полночный час
Сова заныла:
– За что так хвалят солнце
все у нас?
Подумаешь, светило!
А пользы в нем ни капли нет.
Зачем дневной его нам свет?
Светило б ночью!
– Да, да! У солнца стиль порочный.
Сыч важно подтвердил:
– Будь солнцем я –
не так бы я светил.
Вы результаты ощутили б скоро,
Я б сжег в лесу все травы
и все норы,
Чтоб на любом клочке земли
Ни мышь, ни крот укрыться
не могли.
И мы б охотою себя не утруждали,
А просто их когтями брали…
Сова вздохнула:
– Грусть, досада –
В природе всё не так, как надо.
* * *
Имейте, нытики, в виду:
Не про Сову я речь веду,
А про персон с шальными языками,
Что видят жизнь
совиными глазами.
Литературные произведения Берегова публиковались как в местной печати, так и в центральных журналах «Крокодил», «Москва», вошли в состав коллективных сборников «Клыки и бивни», «Вниз головой», «Ни смеха единого ради», «Смотря по обстоятельствам».
Отец являлся одним из ведущих актёров Народного театра музыкальной комедии Дворца культуры нефтехимиков. Был в нашем городе такой театр с блестящей труппой актёров. В соавторстве с другими литераторами города Берегов создал либретто оперетт «Море на камне», «В царстве дурных привычек», которые успешно шли на сценах театров страны. Всего за день до своей кончины он блистал «Посвящением» на юбилее местной дивы оперетты Любови Побединской. И вдруг…
Моя мать прожила без него семнадцать лет и умерла в один день и час, что и отец. Говорят, такие совпадения бывают при очень большой любви, и я в это верю. «Моя любимая Роза Михайловна», – часто говаривал отец, а в стихах называл свою спутницу «Мой друг», «Милый мой человек». Как мы любили семейные вечера! Отец читал нам рассказы Зощенко, по-актёрски, выразительно, с трудом сдерживая смех сам, или брал мандолину, которая звучала в его руках мелодично и весело. «Крутится, вертится шар голубой», – напевали мы с мамой, а голубой шар уносил за собой минуты, дни, годы.
Самое деятельное участие Константин Семёнович Берегов принимал в работе орского литературного объединения, где он был заместителем председателя. Неистощимая энергия поэта была направлена на полезные дела, отзывчивость на чужую боль творила добро. Он жил для людей.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.