РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Скрипка и немножко нервно

Известный в городе музыкант и педагог колледжа искусств Елена Пацер похожа на даму из модного музыкального салона XIX века, но сама называет себя продуктом советской эпохи. Она большую часть жизни простояла за дирижерским пультом орского ансамбля скрипачей и воспитала не один десяток музыкантов. Ее выпускники играют в оперных театрах России и заграничных симфонических оркестрах. А Елена Эмильевна любит нашу публику и старых орских меломанов.После окончания Саратовской консерватории она вернулась в Орск, потому что просто любила Орск, потому что, с ее слов, «хотела что-то сделать в культуре здесь».
Музыка у Пацер на генетическом уровне. Среди родных были аккордеонисты, пианисты, скрипачи. Ее родители познакомились в хоре. «У меня были классные педагоги московской школы. Из репрессированных, высланных на постоянное место жительства в наш город. В музыкальной школе № 2 я училась у Валентина Эриха. Человека с богатыми скрипичными традициями, – рассказывает Е. Пацер. – В консерватории я училась у профессора Бабаева, известного в кругу музыкантов человека. Последние годы он жил в Орске. И похоронен здесь. Он был знаком со знаменитыми скрипачами прошлого века».
Елена Пацер работает в Орском колледже искусств вот уже 33 года. В 70-е, вспоминает она, уровень музыкантов был очень слабым. И молодые педагоги-скрипачи распространяли свою школу по всему востоку области. «Брались» за деревни. Со временем появились и талантливые ученики.
Сейчас они работаю по всей России, за границей. «За рубежом наша академическая школа очень ценится, – говорит Елена Эмильевна. – Я была в Англии и Германии, где работают мои ученики, видела своими глазами. Там в принципе отсутствует образовательная система и методика в подготовке музыкантов, какая есть у нас: музыкальные школы – училища – вузы. Я считаю ее лучшей в мире. Непонятно одно – для чего ее пытаются сейчас реформировать. Последний год нас вообще передали в ведение Министерства образования, а там нас курируют люди, которые, мягко говоря, не много понимают в музыке».
В отличие от некоторых своих учеников Пацер не уехала жить за границу, хотя приглашения от родственников из Германии были. Объясняет просто: «Я бы не смогла там жить. Меня пугают их абсолютный прагматизм и стерильность».
В колледже о ней отзываются как о добросовестном, исполнительном и требовательном педагоге. Собственно, без этого в музыке, в классической строгой школе нельзя. «Учиться музыке, а тем более игре на скрипке – напряженный труд, – считает педагог. – Чтобы продолжить обучение в консерватории, нужно уметь очень многое. И даже чуточку больше».
С появлением эстрады народ привык к форме песни, и музыка без слов стала как-то очень плохо восприниматься. Все, что не поется, считается некоммерческим, малоинтересным. Наверное, психологически какую-то роль играют слова, хотя, если послушать тексты большинства коллективов, начинаешь в этом сомневаться.
К общей тенденции пристраиваются и профессиональные музыканты. «Новые времена – новые репертуары, – говорит мой собеседник, – есть такой термин «классическая попса», скажем, очень популярный скрипичный фрагмент из «Времен года» Вивальди. Мы играем и его. Сыграть ведь можно по-разному, можно и в лучших классических традициях. Кстати, многие популярные современные скрипачи имеют хорошую школу. Та же Ванесса Мэй... Впрочем, главная ее заслуга в том, что благодаря ей скрипкой очень заинтересовалась молодежь. Увеличилось количество студентов».
Раньше ансамбль под руководством Пацер был, что называется, широко востребован. В последние годы, чтобы устроить концерт, нужно решать много сопутствующих вопросов: аренда, билеты и прочее. То есть нужно быть завхозом и еще Бог знает кем в одном лице. До репертуара ли тут?
«В свое время, помню, товарищи, приставленные партией приглядывать за искусством, настаивали, чтобы мы убрали из репертуара Генделя «как буржуазного композитора», – смеется педагог. – Теперь можно играть что угодно и как угодно. Последнее, конечно, влияет на общий уровень слушателей. Приходят ко мне маленькие дети, пытаюсь проверить слух, прошу что-нибудь напеть... И ничего, кроме «Глюкозы», не слышу. Впрочем, среди моих сегодняшних учеников есть достаточно одаренные.
Но талант это еще не все, нужно упорно трудиться и много работать, чтобы он в конце концов зазвучал».

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.